Между материализмом и идеализмом

При династии Минов (1368—1644), когда резко обострились все противоречия феодального общества, матерйалистические учения, обращенные против неоконфуцианского идеализма, становятся дейной основой антифеодального движения. В противовес этому возникает новое течение неоконфуцианства — субъектив­ный идеализм Ван Янмина (1472—1528). Ван Янмин утверждал, что «вне моего сознания нет вещей и их за­конов. Мое представление и есть вещь». Познающий субъект — основа всего сущего, и у него имеются врож­денные знания. Опыт человека приводит его лишь к за­блуждению. Все зависит от нашего «Я». Все эти суждения служили Ван Янмину теоретическим обоснованием; его политических взглядов, в частности учения о «единстве знания и действия», имевшего целью поднять дух феодальной знати, часть которой была проникнута пес­симизмом и проявляла нерешительность.

В дальнейшем школа Ван Янмина превратилась в одно из ведущих идеологических течений феодального Китая. Но внутри этой школы возникли различные группы, и между ними велась ожесточенная борьба. Еще в XVI в. среди учеников Ван Янмина, по-своему воспринявших призыв своего учителя к активности, по­является целая плеяда прогрессивных философов. Са­мым выдающимся из них был Ли Чжи (1527—1602). Ли Чжи открыто объявил войну конфуцианству — многовековои официальной идеологии китайского феодализма. Он с особой силой обрушился на теорию о врожденности знаний (восходящую к учению Мэнцзы), вскры­вая ее социальный смысл.

Борьбу против неоконфуцианского идеализма вели видные представители материализма, важное место сре­ди которых занимает Ван Тинсян (1474—1544). Опира­ясь на материалистические идеи своих предшественни­ков, Ван Тинсян учил, что первооснова вещей — материальные частицы, количество которых в мировом пространстве не уменьшается и не увеличивается. Они могут соединяться между собой и отделяться друг от друга, но исчезнуть они не могут. Вещи находятся в постоянном изменении и вместе с ними изменяются и их законы. Ван Тинсян считал, что врождены у человека лишь инстинкт и способность восприятия окружающего его мира, а все остальное приобретается им в жизни.