Философская мысль в Иране

В Иране и сопредельных с ним странах Ближнего Востока с древних времен господствовал маздаизм (ре­лигия, в которой высшим богом признавался Ахурамазда, в греческой передаче Ормузд). В собрании священ­ных книг этой религии, носящем название «Авеста», ее учение возвещает пророк Заратуштра, и поэтому маз­даизм называется также зороастризмом.

В основе маздаизма лежало дуалистическое миро­воззрение, выраженное в мифологической форме. Глав­ное в нем — мысль о борьбе противоположных сил — света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла и т. д. Исто­рическое значение маздаизма состоит именно в том, что в его учении о двух субстанциях, или началах мирозда­ния, выражена идея о борьбе противоположностей как основе всего существующего.

В дальнейшем (III—VII вв.) маздаизм претерпева­ет некоторые изменения, вызванные борьбой различных течений. Главным предметом спора становится вопрос о единстве или двойственности первоначальной субстан­ции. Среди сторонников теории единой субстанции были такие, которые проповедовали материалистические и атеистические идеи,— зарванисты. Они учили, что не существует ничего, кроме материи, что нет бога, бессмертного духа, ада и рая. По их учению, все про­исходящее в мире есть порождения бесконечного вре­мени (зарван).

В III в. возникло новое религиозно-философское учение — манихейство. Основатель его Мани (216 или 217—276) пытался создать новую религию на основе маздаизма и буддизма. В философском отношении ма­нихейство было одной из разновидностей гностицизма (мистического учения об особом знании, раскрывающем тайну бытия и путь к спасению души) и восточного пантеизма. По своей классовой сущности манихейство было протестом угнетенных масс против зарождавше­гося феодализма. Мани учил, что для победы добра над злом необходимо вести аскетический образ жизни; в этом заключалось его главное расхождение с зороаст­ризмом.

В V—VI вв. широкое распространение в Иране, Азербайджане и Средней Азии получил маздакизм — уравнительное плебейское движение. Вождь этого дви­жения Маздак (ум. 529) проповедовал идею о неизбеж­ной победе света над тьмой, добра над злом, социаль­ной справедливости над неравенством людей. Он призы­вал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства и требовал общности иму­щества и уравнительного пользования им. Пропаганда Маздака подняла народ на восстание, беднота стала от­нимать имущество у богатых и изгонять феодалов. После временного успеха маздакитское движение было подавлено и маздакиты истреблялись с ужасающей же­стокостью.

В VI в. при Хосрове I началось проникновение в Иран греческой науки и философии. Изгнанные из Ви­зантии представители афинской философской школы после ее закрытия нашли убежище у Хосрова I. Стали переводиться на персидский язык произведения Аристо­теля и Платона. В самом Иране образовались научные центры, в которых разрабатывались медицина, естество­знание, астрономия и философия. Крупными представителями философской мысли Ирана были известный врач, и химик Ар-Рази и выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям.

Ар-Рази (864—925) в своем знаменитом медицин­ском труде «Книга объемлющая» советовал не следо­вать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на наблюдениях и экспериментах. Ар-Рази просла­вился не только как естествоиспытатель, но и как вы­дающийся философ-материалист. В своих философских трудах «Естественные законы в философии», «Рассуж­дение о времени и пространстве» он развивает учение о вечных началах. Согласно Ар-Рази, таких начал пять: творец, общий дух, праматерия, абсолютное пространст­во и абсолютное время. В этом учении, явно отличаю­щемся от мусульманской космогонии, материя с ее ат­рибутами пространства и времени рассматривается как равноценное с богом начало. Ар-Рази говорил о тесной связи души и тела; движение он считал неотъемлемым свойством материи. Он был сторонником материалисти­ческого сенсуализма.

Дальнейшее развитие философии и общественной мысли в Иране после завоевания страны арабами и ут­верждения ислама проходило под знаком исламизма.