Еврейская философия

В эпоху феодализма в тесной связи с арабоязычной философией разви­валась еврейская философия. Многие еврейские ученые в то время писали свои сочинения на арабском языке. В еврейской философии средневековья господствовали мистика и схоластика. Еврейская средневековая мисти­ка была представлена двумя течениями: кабалой и неоплатонизмом. Кабала — это учение, родственное гно­стицизму, рассматривавшее Библию как внешнюю обо­лочку, под которой скрываются священные тайны. Боль­шую роль в кабале играла мистика букв и чисел. Глав­ным представителем еврейского неоплатонизма был Соломон бен-Гебироль (1021—1070). В сочинении «Ис­точник жизни» он пытается соединить иудейский моно­теизм с неоплатоновским пантеизмом. Он истолковывает учение иудейской религии о сотворении богом мира как излучение (эманацию) божественной первосущности.

Последователем Аристотеля в еврейской философии XII в. был Маймонид(1135—1204). В своем сочинении «путеводитель заблудших» он пытается доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля. Для этого он истолковывает в аллегорическом смысле библейские выражения, противоречащие науке, и таким путем стремится примирить религию с философией. Маймонид признает несостоятельными доводы теологов о сотворе­нии мира и учение Аристотеля о вечности мира. Заслуга Маймонида состоит в систематическом изложении тру­дов Аристотеля и широком использовании их в еврей­ской философии. Эта попытка синтезировать иудейскую религию с античной философией, а также дух рационализма восстановили против Маймонида иудейских религиозных ортодоксов.