Философская мысль Армении

Возникновение и формирование общественной и философской мысли в Армении относится к IV в., когда Ев стране начали складываться феодальные отношения. Значительное место среди армянских мыслителей этого периода занимал Езник Кохбаци (V в.) — основоположник древнеармянского литературного языка, автор сочи­нения «Опровержение сект», в котором он выступает против дуалистической философии Мани.

Наиболее известными представителями философской мысли Армении в эпоху феодализма были Давид Анахт, Анания Ширакаци, Иоанн Воротнеци и Григор Татеваци.

Давид (VI в.), идеолог феодальной знати, был идеа­листом, представителем армянского неоплатонизма. Он утверждал, что материальный мир есть порождение мирового духа, бога, что божественное провидение пра­вит миром. Однако в воззрениях Давида содержались и элементы материализма. Большой интерес представ­ляют его учение о трех родах бытия (несуществующее бытие, возможное лишь в мышлении, сомнительное бы­тие и истинное бытие) и его теория познания. Природа, так же как и бог, согласно Давиду, не зависит от со­знания. Мир познаваем; исходный момент и первая ступень познания — ощущение, остальные его ступени — воображение, мнение, размышление и разум.

Крупным представителем научной и философской мысли Армении был математик, астроном и географ Знания Ширакаци (VII в.). Он выступил с критикой библейского толкования происхождения природных яв­лений, природу и все предметы окружающей действительности, он считал состоящими из сочетания четырех элементов — земли, воды, огня и воздуха, которые пере­ходят друг в друга. В своих произведениях Ширакаци пытался представить мир в движении и изменении.

Важную роль в развитии философской мысли в Ар­мении сыграл Иоанн Воротнеци (1315—1386), написав­ший комментарии к сочинениям Аристотеля и Порфирия. Основной вопрос философии он решает идеалисти­чески, однако природа, по его мнению, существует не в боге, а вне его. Элементы материализма имеются также в его теории познания: познание рассматривается им как отражение разумом явлений внешнего мира, существующего независимо от познающего субъекта. Истинность мышления подтверждается соответствием мысли внешним предметам.

Дальнейшее развитие философская мысль Армении получила в творчествеГригора Татеваци (1346—1409). Хотя он был идеалистом, но в решении некоторых важнейших вопросов философии отклонялся от церковно-идеалистических канонов, пытаясь дать свое ориги­нальное их толкование. Татеваци говорил о не уничтожимости материального мира, его вечном движении и изменении; он впервые в Армении исследовал проблему случайности и необходимости. После Татеваци фи­лософская мысль в Армении переживает кризис, вы­званный общим упадком экономической и культурной жизни страны.