Философская мысль Грузии

В IV в. в Колхиде (Западная Грузия) существовала школа риторического и философского образования — средоточие античной культуры. В противовес церковной догматике уже в VI в. начинает складыватьс. светская идеология, представители которой (Айэт и, Партадзе) считают самым важным решение вопросов земной жизни.

XI—XII века — важная веха в истории Грузии. Это был период завершения освобождения Грузии от араб­ских завоевателей и ее объединения, создания центра­лизованного Грузинского государства.

Крупным представителем философской и обществен­ной мысли этого периода был Иоанэ Петрчци (ок. 1055—ИЗО), получивший образование в Византии в фи­лософской школе М. Псёлла и И. Итала. Петрици был идеалистом-неоплатоником. Центральное место в его философии занимала проблема общего. Петрици дока­зывал, что общее (мир идей) составляет абсолютное начало и причину множественности (мира вещей). Но он также говорил о несотворенности материи, высоко ценил человеческий разум и логическое мышление, что противоречило догматам религии. Заслуга Петрици со­стоит в том, что он распространял идеи античной фило­софии в Грузии, отстаивал самостоятельность фило­софии.

Важную роль в развитии общественной мысли Гру­зии играл Шота Руставели(XII в.). Его поэма «Витязь в тигровой шкуре» — вершина древнегрузинской фео­дальной культуры, один из великих памятников миро­вой литературы. В мировоззрении гениального поэта очень сильна пантеистическая тенденция. Природа, по Руставели, состоит из четырех элементов — огня, воды, воздуха и земли; она вечна и независима от человече­ского сознания. Хотя «бог» и «провидение» и упомина­ются в поэме Руставели, но под божеством он понимает «полноту всего сущего». В природе и обществе господ­ствует строгая закономерность, действия человека обу­словлены определенными причинами. Большое место в творчестве Руставели занимают проблемы морали, ос­новными принципами которой он считает честность, дружбу и т. п.

Руставели — великий гуманист своего времени. В центре внимания поэта стоял человек, жизнь человека в реальном мире. Руставели был сторонником единого централизованного государства, он требовал ограниче­ния власти монарха, выступал за строгую законность и справедливость, за человечность в обращении с подданными.