Христианская апологетика и патристика

Христианство на Западе не стало безраздельно господствующей религией. В Византии и Риме, в эллинизированных центрах Пе­редней Азии и Северной Африки, в принявших новую веру странах Западной Европы христианству пришлось вести долгую и упорную борьбу, прежде чем оно побе­дило своих противников или соперников.

Еще в V в., много времени спустя после того, как христианство в Греции и Риме было провозглашено го­сударственной религией, в образованных кругах общест­ва сильным было влияние философии неоплатонизма, враждебной христианству. Нехристианская философ­ская школа платонизма была закрыта по декрету импе­ратора Юстиниана только в 595 г. При этом одни хри­стианские идеологи склонялись к отрицанию, порой бе­зоговорочному, другие — к частичному использованию учений философов-идеалистов древности. В период борьбы христианства с языческим политеизмом возник­ла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика — сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложив­ших основы философии христианства. Апологетика и! патристика развивались в греческих центрах и Риме.

Начиная со II в. апологеты, жившие в Греции, обра­щаются к императорам, преследовавшим христиан; они стремятся доказать, что христианство выдвигает во­просы, которые ставила и «языческая» греческая фило­софия, но дает на них более совершенный ответ. Не соз­дав своих философских систем, апологеты, однако, на­метили круг вопросов, которые впоследствии стали главными для христианских философов. Это были вопросы о боге, о сотворении мира, о природе человека и о его целях.

Во II в. развернулась борьба христианства с возник­шим в I в. гностицизмом, который соединял христиан­скую веру в воплощение бога, пришедшего спасти людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм не только лучение о вере в бытие бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гносис») бога, или личное общение верующего с богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм {«языческий» и гностицизм христианский. Самыми круп­ными представителями христианского гностицизма были Климент из Александрии (конец II — начало III в.) и Ориген из Александрии (ок. 185—254).