Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.

XIII век был вершиной развития западной схоластики, эпохой ее зрелости и расцвета Причины этого подъема в конечном счете корени­лись в развитии общественной жизни. XIII век — время значительного роста городов с их ремесленниками и ку­печеством, с их расширяющейся торговлей и совершен­ствующейся техникой, с усилением классовой борьбы и обострением противоречий между политическими притязаниями светской власти и папства, с появлением «ересей», охватывающих значительные массы людей и нередко выливающихся в форму восстаний. Это была эпоха крестовых походов, которые вскоре привели Запад к знакомству с культурой Востока и с некоторыми сохранившимися, но до того времени неизвестными Западу античными источниками культуры.

Расширение круга философской и научной литерату­ры стимулировало развитие схоластической философии. Очень важно было влияние впервые усвоенных научных трактатов Аристотеля. В числе неоплатонических произ­ведений широкую популярность приобрела ошибочно приписанная Аристотелю «Книга о причинах». В начале XIII в. сочинения Аристотеля и его арабоязычных ком­ментаторов были враждебно встречены церковью. Од­нако взгляды папской курии на Аристотеля медленно изменялись в более благоприятную сторону, по мере того как она убеждалась в возможности приспособить толкование доктрин Аристотеля к церковным догматам. Вскоре учение Аристотеля стало рассматриваться как философская опора католической веры.

Важную роль в этом процессе приспособления уче­ния Аристотеля сыграла интерпретация его философии, выполненная схоластиками — членами так называемых нищенствующих монашеских орденов — доминиканского и францисканского. Возникновению этих монашеских орденов в начале XIII в. предшествовала вспышка опасного для церкви еретического движения вальденсов. Социальную предпосылку его составляло возмущение бедных против богатства и роскоши. Одновременно вальденсы выступили против исключительного права на чтение и толкование священных книг (Библии), которое присвоила себе церковь. Движение вальденсов было подавлено. Крайне жестоким было подавление ереси альбигойцев, также направленной против церкви.

Именно в целях подавления еретических, антицер­ковных выступлений, а также в целях борьбы против проникших в богословие новых философских идей и ут­верждения правоверного учения католической церкви был учрежден в 1215 г. орден доминиканцев. Члены ордена называли себя псами господа (domini canes).

Наряду с нищенствующими орденами сильнейшей опорой папской политики и церковной идеологии стал, начиная с XIII в. инквизиция. Со временем доминиканцы и францисканцы получили преобладающее влияние Ими, и был осуществлен проект папы Григория IХ имевший своей целью «исправить» в интересах католи­ческой идеологии учение Аристотеля. Однако в этот период начинают оказывать воздействие и те философ­ские теории арабских и арабоязычных ученых, которые клонили к свободомыслию, к раскрепощению науки, к ослаблению ее зависимости от религии. Значительное влияние оказала философия ирано-таджикского мысли­теля Ибн-Сины (Авиценны), особенно предложенное им решение проблемы универсалий, а также различение им сущности и существования. Велико было влияние Аверроэса, чьи научные и философские мысли стали идей­ным оружием антисхоластического течения. В середине XIII в. внутри западноевропейской схоластики появи­лись убежденные и энергичные пропагандисты и защит­ники всех этих учений. В Париже учение Аверроэса пропагандировал Сигер Брабантский (ум. 1282). Е Большое значение для развития антисхоластической оппозиции получили высказывавшиеся в XIII в. атеисти­ческие воззрения. Возникали они обычно в кругах, где увлекались аверроистской философией. Обеспокоенное размахом и успехами антисхоластической и антицерков­ной оппозиции, руководство католической церкви проти­вопоставило ей философию наиболее ревностных и пре­данных церкви орденов. Из числа доминиканцев наибо­лее выдающимися были Бонавентура и Фома Аквинский. Воззрения Бонавентуры сложились под влиянием учения Аристотеля и особенно Платона и неоплатони­ков, а также Августина. Он утверждал, что все знания должны подчиняться богословию; вместе с тем подобно мистикам он полагал, что само богословие есть резуль­тат не столько разума, сколько чувства. Цель богосло­вия — указать путь, ведущий к богу. В сравнении с муд­ростью бога вся человеческая мудрость казалась Бонавентуре глупостью.