III. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В IX—XVII вв.

На протяжении многих веков славянским народам пришлось вести упорную борьбу с гуннами, аварами, хазарами, печенегами, половцами и другими степными кочевниками, пытавшимися покорить их. В VI—VIII вв., идет процесс образования древнерусской народности, которая окончательно складывается в IX—X вв. в результате объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство. Социально-историче­скими предпосылками образования древнерусского фео­дального государства были возникновение частной фео­дальной собственности на землю, повлекшей за собой разложение родового строя; появление имущественного неравенства и связанных с ним острых противоречий и зачатков классовой борьбы между неимущими и иму­щими, бедными и богатыми. Развитие древнерусского феодального государства сопровождалось жестоким угнетением неимущего населения со стороны феодалов и ростовщиков, что вызывало стихийные возмущения и восстания крестьян в деревнях и ремесленников в го­родах.

Воззрения древнеславянских народов носили поли­теистический характер, они верили в загробный мир, поклонялись предкам и разным богам, из которых осо­бенно выделялись бог грозы Перун, бог Солнца Даждь-бог, бог огня Сварог, бог животворящих сил природы Ярил, бог скота Белее и др.

В VIII—IX вв. появляется славянская письменность (глаголица), имевшая важное значение в развитии русской культуры. Большое прогрессивное значение для Руси имело и официальное принятие христианства в X в., так как оно приобщало ее к более высокой ви­зантийской, а через нее и к античной культуре и спо­собствовало укреплению древнерусского феодального государства и его связей с государствами Западной Европы и Ближнего Востока. Церковь и монастыри были тогда центрами духовной феодальной культуры, рассадниками письменности.

Однако развитие феодальных отношений в свою оче­редь вело к росту богатства и укреплению власти мест­ных феодалов и князей, что усиливало сепаратистские тенденции и содействовало раздроблению в XI—XII вв. древнерусского государства на мелкие удельные кня­жества. Феодальная раздробленность, продолжавшаяся и в XIII и XIV вв., отрицательно сказалась на истори­ческих судьбах Руси. Она была на руку внешним вра­гам — печенегам, половцам, монгольским завоевателям, шведским и немецким рыцарям, туркам, стремившимся поработить русский народ, захватить его богатства, отнять у него исконные земли. Вот почему передовые русские деятели и мыслители усиленно занимаются вопросом объединения русских земель в единое госу­дарство, могущее сохранить самостоятельность и неза­висимость страны.

В XI—XII вв. в церковных поучениях и светских рукописных книгах начинает встречаться термин «фи­лософия», или «любомудрие». В XI—XV вв. в России были хорошо известны труды Аристотеля, Платона, Демократа, Эпикура, Гомера, Гиппократа, сочинения византийских мыслителей, а также многие фило­софские труды средневековых мыслителей Западной Европы.

Так как философия в тот период не отделилась еще от других отраслей знания и сливалась с религиозным учением, то и философские вопросы о мироздании, о че­ловеке и его месте в природе и обществе, проблемы психологии и морали рассматривались в древних ле­тописях, сказаниях и повестях, в проповедях, поуче­ниях и молениях, где эти вопросы и проблемы перепле­тались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.