Философские идеи в произведениях ХI – ХIV вв.

 

В «Повести временных лет» Нестора ставится вопрос, «откуда есть пошла Русская земля». Автор за­дался целью проследить историю древних славянских народов, показать исконную общ­ность их судьбы и историческое место Древней Руси среди народов мира. В «Повести» отводится значитель­ное место языческой идеологии и распространению и утверждению христианства в Древней Руси. В ней язы­ческим богам противопоставляется христианский бог как творец всего сущего. Не зная подлинных причин общественного развития, Нестор апеллирует к таким моральным категориям, как добро (или божественное провидение) и зло (или дьявольское искушение), на­града и наказание. Бог, говорит Нестор, наделил чело­века смертным телом и бессмертной душой, а также свободой воли. Поэтому человек в конце концов сам определяет, как ему поступить, сам склоняется к добру или злу, сам несет ответственность перед богом за содеянное им. По Нестору, искушению дьявола подвер­жены не только отдельные личности, но иногда и целые народы. В последнем случае наказание несут те наро­ды, которые не вняли божественным предзнаменованиям (предупреждениям), преступили предустановлен­ный закон.

Главная ценность «Повести временных лет», автор которой отразил переход древних славян от родового строя к феодальному, от политеизма к монотеизму, от языческого мировоззрения к христианскому, состоит в большом фактическом материале, который позволяет судить о путях развития Древней, Руси, в попытке ос­мыслить русскую историю как часть мировой истории. «Изборник 1076 года» князя Святослава Ярославича, составленный неким книжником Иоанном, во мно­гом представляет собой оригинальное философско-этическое произведение Древней Руси, отражавшее проникновение христианской религии и становление ранних феодальных отношений в стране, сопровождав­шихся острыми социальными столкновениями. «Избор­ник» открывается «Словом некоего калугера», в кото­ром прославляются книжность и любознание. Автор

«Из сборника» разрабатывает целую систему нравственных правил, оправдывающих власть феодалов, в том числе власть князей, требуя от народа смирения и послуша­ния, терпения и кротости. В то же время он призывает богатых ограничивать свою алчность, не уподобляться разбойникам, проявлять человеколюбие, оказывать ми­лостыни убогим и нищим, щадить немощных и сирых, заботиться о нравственной чистоте души.

Определенный философский интерес представляет «Послание» киевского митрополита Никифора к Вла­димиру Мономаху (XII в.), где наряду с религиозной проблематикой ставился вопрос о человеке, о местона­хождении его души, о разуме и чувствах как источни­ках человеческого знания.

Никифор доказывал, что человек создан богом и состоит из духовного и телесного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда: плоть проти­вится духу, дух — плоти. Совершенным Никифор счи­тал такое состояние, когда дух господствует над плотью, укрощает телесные страсти. Сама душа, по Никифору, сотворена «божественным вдохновением», она бессмертна, находится в голове и обладает тремя си­лами: «словесной» (ум), «яростной» (чувство) и «же­ланной» (воля). Первое место среди них занимает «словесная» сила (ум), которая «старее есть и выше всех»; она отличает человека от всех животных, ее помощи человек познает окружающий мир и бога; она же ведет людей к гордыне, к идолопоклонству. Чувства, или «яростная» сила,— зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — это, по выражению Никифора, «слу­ги» души; первое из них — зрение. Все свои философ­ские рассуждения о душе и ее силах Никифор непо­средственно связывает с этическими наставлениями, окрашенными в религиозные тона.

В XIII—XIV вв. в Древней Руси появляются пере­работанные и дополненные византийские философские труды «Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра» и др. В «Толковой Палее» (XIII в.) многие страницы по­священы библейским и апокрифическим сказаниям о сотворении мира и так называемой ветхозаветной истории. Но значение этого произведения не в этом, а в том, что в нем содержатся обширные сведения по естествознанию и рассматривается вопрос о соотноше­нии души и тела.

Космология излагается в «Палее» в духе геоцентри­ческого учения византийского писателя Косьмы Индикоплова, развитого им в книге «Христианская топогра­фия», где Земля изображается как четырехугольная плоскость, окруженная со всех сторон водой, как не­подвижная и находящаяся в центре всех миров, совер­шающих свое движение вокруг нее, а звезды — как прикрепленные к небесной тверди. Происхождение та­ких явлений природы, как гром, молния, дождь, полу­чают в «Палее» и естественное, и сверхъестественное объяснение.

Душа человека, согласно автору «Палеи», в отли­чие от «души скотьей» не материального, а божествен­ного происхождения, наделена словом, нетленностью или бессмертием, но все же не тождественна богу; она по сравнению с ним нечто низшее, ибо бог по своей воле создает душу. Душа, как таковая, недоступна чувственным восприятиям, она бесплотна и невидима. Со­чинение души с телом как двух противоположных суб­станций всецело определяется божественной мудро­стью, а не естеством. Тем не менее, тело воздействует на душу, заражая ее своими «болезнями», например «стра­стью», «печалью», «сластолюбием» и т. д. Ум находится в мозгу, страсти — в сердце; и хотя ум бесплотен, но, соединяясь с другими органами тела с помощью «кровавых жил», он вместе с сердцем повелевает человеческой деятельностью и поведением. Ум призван к тому, чтобы, с одной стороны, - принимать показания чувств, с другой — «разуметь» эти показания. Воля человека свободна.

Со ссылкой на премудрость бога в «Палее» излага­ются анатомические и физиологические сведения о че­ловеке. При этом высказывается мысль о неодинаково­сти физических и умственных задатков людей, о влиянии взаимной любви и образа жизни родителей на развитие ребенка в утробный период. Человеческие знания автор «Палеи» рассматривает как знания, идущие от самого бога; истина, утверждает он, открывается евангелиями и апостольскими преданиями. Астрологию автор отвергает.

Не позднее XIII в. появилась древнерусская «Пче­ла»— сборник отрывков из трудов и высказываний Пла­тона, Аристотеля, Анаксагора, Ксенофонта, Демокрита, Эпикура, Пифагора, Сократа, Эсхила, Еврипида, Со­фокла и многих других древних мыслителей и писате­лей, а также отрывков из богословских книг. «Пчела» состоит из отдельных «Слов», посвященных различным этико-философским проблемам — мудрости и добродете­ли, правде и дружбе, вере и закону и т. д. В подобран­ных и строго тематически расположенных отрывках под­черкивается, что «мудрость надо всеми добродетелями царствует», добродетель же — «корень» и «источник» всякой мудрости, а «лукавство от безумия начинается». Много изречений посвящено нравственным принципам и моральному долгу людей в повседневной жизни, про­славлению их.

В XIV в. в России появляется философское произве­дение «Диоптра», или «Зерцало». Ранний русский спи­сок «Диоптры» относится к 1388 г., само же это произ­ведение было создано, по-видимому, во второй половине XI в. византийским мыслителем Филиппом Пустынником (Филиппом Философом) и имело широкое распростра­нение среди образованных слоев общества. В «Диоптре» ставится вопрос о соотношении души с телом, о боге, человеке и его характере, об устройстве Вселенной, о «кончине мира» и «страшном суде». (См. М. В. Безобразова. Заметка о Диоптре. «Журнал Мини­стерства народного просвещения», № 11, 1893, стр. 27— 47)

Хотя в целом автор произведения придерживается христианского учения о боге и божественной премудро­сти, однако в «Диоптре» имеется стихийно-материали­стическая тенденция. Душа и тело, согласно «Диоптре», создаются богом одновременно в момент зачатия чело­века и находятся между собой в тесной связи и взаимо­действии. Душа управляет телом, как всадник конем, и тело по сравнению с душой есть нечто низшее, доступ­ное внешним чувствам; тем не менее «душа без тела ничто», ибо она ученица тела, смотрит глазами человека, слышит его ушами, говорит его языком, делает все его руками. В этом смысле она зависит от тела. Активность души проявляется только через тело. Существование души без тела возможно только в загробном мире, но не в земном. Тело наделяется низменными качествами, стре­мящимися совратить душу с праведного пути.

Поскольку человек состоит из тела и души, он относится и к материальному, и к духовному миру. Ма­териальный, физический мир состоит из четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня), которые в видоизменен­ной форме составляют в человеке «четыре сока». Душа состоит из трех частей: ума, слова и собственно души. Она обладает «помысленной» силой (разумом, мыслью), «яростной» (гневом), «желательной» (желанием). Глав­ная сила души — «помысленная» (разум). Душевные свойства — гнев и ярость, целомудрие и порочность, кротость, храбрость и т. д., характер человека, его страсти и добродетели определяются не богом, а соот­ношением «четырех соков», четырех материальных эле­ментов. На душевные качества оказывают влияние также место, возраст, климатические и другие естест­венные условия. Человек, согласно «Диоптре», смертен, Душа его бессмертна. Судьба души после рождения че­ловека определяется уже не богом, а тем, каким пу­тем пойдет человек. Стало быть, ответственность за Действия людей несет не бог, а сами люди. Бог без­различен к их действиям и поведению в повседневной жизни. Путь добродетели ведет к блаженству, путь порока — к вечным мукам. На связанный с этим вопрос том, обладает ли человек свободой воли, дается по­ложительный ответ: человек наделен от бога свободой воли, свободой выбора.