Философская мысль в XVII в.

Видный писатель и мыслитель - Симеон Полоцкий (1629—1680) ратовал за «доброе» законодательство и «хороших» правителей, осуждал тиранов, невежество. В «Вертограде многоцветном» он давал советы купцам, монахам, правителям; проповедовал любовь к поддан­ным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие. Полоц­кий считал, что вещественный и духовный мир создан богом. Задачу философии он видел в том, чтобы прос­вещать людей, исправлять их нравы, врачевать болез­ни, научать мудрости и правильной жизни. По его учению, философия состоит из трех частей: логики, фи­зики и этики. Философские воззрения Полоцкого про­низаны рационализмом, верой в развитие и расцвет ра­зума. Он отрицал существование врожденных идей, до­казывая, что ум ребенка подобен чистой «скрижали», Доске, на которой учитель пишет все, что хочет.

Андрей Белобоцкий составил комментарии к книге известного схоласта XIII в. Раймунда Луллия («Вели­кая и предивная наука»), представляющие собой само­стоятельное философское произведение. Мир, согласно Белобоцкому, создан богом и управляется провидением, Земля шарообразна; она находится в центре Вселен­ной. Мир делится на две части: материальную («есте­ство вещи») и духовную («естество разума»). В комментариях Белобоцкого содержатся некоторые сведе­ния по ботанике, зоологии.

В XVII в. в России начинает распространяться ге­лиоцентрическая теория Коперника. Первым ее провод­ником был Епифаний Славинецкий (ум. 1675). Он перевел на русский язык «Анатомию» А. Везалия, труды Фукидида, Плиния, космографию Иоганна Блау, напи­сав к ней введение «Зерцало всея вселенныя», в кото­ром изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентри­ческую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав со­чувствие учению Коперника. Проникновение в Россию гелиоцентрической теории Коперника, которую пресле­довала церковь, имело большое положительное значе­ние в выработке естественнонаучного представления о мироздании.

Немалый интерес представляет философско-социологический труд Юрия Крижанича (1618—1683) «По­литика», в котором автор призывает умножать государ­ственное благополучие и богатство, развивать земледе­лие как основу богатства, а также совершенствовать промыслы и торговлю.

В «Политике» осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания, нещадные поборы, жад­ность и «людодерство», безделье и праздность. Ратуя за справедливое правление, Крижанич писал: «Честь, слава, долг и обязанность короля — сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для королевств созданы. Где законы хорошие, там и подданные довольны, и чужеземцы хотят туда прийти. А где законы жестокие, там свои собственные поддан­ные жаждут перемены правления и часто изменяют, если могут, а чужеземцы боятся приходить» (Юрий Крижанич. Политика. М., 1965, стр. 381).

Согласно Крижаничу, человеческое тело состоит из четырех «первозданных вещей»: из земли, воды, возду­ха и огня. Эти четыре стихии постоянно враждуют меж­ду собой (сухое борется с мокрым, теплое с холодным и т. п.), что ведет к разным «несогласиям». Человек отличается от животных разумом (который научает людей мудрости) и руками (чтобы «делать мудреные или искусные вещи») ( Там же, стр. 452.). Все люди, в том числе короли, «рождаются глупыми» и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремиться приумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо. При хорошем правлении мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям богатство, славу, благо и прав­ду. Невежество порождает суеверия, ереси и обман.

Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие «наиважнейшие и наивысшие вещи», как бог, небо, зем­ля, человеческие нравы, законопорядки. Знание приз­вано дать людям понимание причин вещей. Философ — «рачитель мудрости». Через причины «рачители мудро­сти» познают следствия, а через следствия черпают знания о причинах. Причины бывают творящие, мате­риальные, формальные, конечные, производящие и со­действующие (См. Юрий Крижанич. Политика, стр. 457, 458, 459). Мудрость Крижанич делит на духовную и мирскую. Первая сводится к богословию, вторая включает в себя механику, математику, философию — мудролюбие. В свою очередь философия состоит из логики (грамматики, диалектики, риторики и поэтики), физики (изучающей руды, камни, деревья, травы, жи­вотных и прочие видимые вещи) и этики (личной нрав­ственности, или идиоэтики), экономии, или науки о ве­дении хозяйства, и политики, или науки об управлении

народом.

В своей «Политике» Крижанич много внимания уде­лил отдельным историческим фактам, описанию нравов, обычаев, одежды, укреплению границ государства, не­обходимости объединения и совместных действий сла­вянских народов против внешних захватчиков, осужде­нию «чужебесия», «хулы и клеветы» иностранных писателей на русский и другие славянские народы. Крижанич развенчивал легенду о скифском происхож­дении славян и варяжскую теорию происхождения рус­ского государства.

Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные про­изведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Эти произведения подвергались таким изменениям и такой переработке, что по существу нередко приобретали вполне самостоятельное значение. Философские идеи, как правило, были облечены в религиозную форму. Большое место отводилось этническим учениям, отвечавшим феодальным условиям. Наряду с этим передовые русские мыслители в XII –XV вв. Пытались постигнуть исторический процесс, их волновали судьбы Родины, своими выступлениями они стремились содействовать созданию централизованного русского государства. Некоторые из них поднимали свой голос в защиту угнетенного народа, осуждали рабство и холопство. В этом заключается историческое значение философской и социологической мысли в России IX- XVII вв.