Политические и социологические учения

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т. д. Один из главных моментов нового взгляда на общество — понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.

Одним из первых буржуазных политических идеологов стал флорентиец Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих произведениях («Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь») Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей — это эгоизм, материальный интерес. Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Таким образом, Макиавелли объявлял естественными свойствами человеческой природы основные черты складывавшегося в эту эпоху буржуазного индивидуализма.

Флорентийский социолог отвергает средневековую теократическую концепцию, согласно которой государ­ство зависит от церкви как высшей власти на земле. Он обосновывает необходимость светского государст­ва, противопоставляя теологическому пониманию госу­дарственной власти юридическое мировоззрение, отде­ляющее правовые установления от предписаний рели­гии, которым отныне придается преимущественно моральный смысл. Маркс указывает, что у политиче­ских мыслителей нового времени, начиная с Макиавел­ли, «сила изображалась как основа права; тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т, 3, стр. 314). Действительно, поскольку благополучие и могущество государства составляют, по учению Макиа­велли, высший закон политики, для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые амораль­ные, средства — подкупы, убийства, отравления, веро­ломство. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Политика, которую рекомен­дует ему Макиавелли,— политика кнута и пряника. Основы ее и получили наименование макиавеллизма — беззастенчивого и не разбирающегося в средствах дос­тижения политических целей. Макиавелли не изобрел этих принципов, а лишь возвел в идеал некоторые мрачные черты современной ему итальянской политиче­ской жизни и вместе с тем предвосхитил многие типичные черты буржуазной политики последующих времен. Крупными представителями общественной мысли XVI в., обосновавшими необходимость создания сильно­го централизованного государства, были во Франции Жан Боден (1530—1596), в Польше Анджей Моджевский (1503—1572).

Отражение интересов народа в политико-социологической мысли. Утопический социализм.

 

Народные массы стран Европы — крестьянство, ремесленники, предпролетариат, жестоко страдавшие от усиливавшейся эксплуатации, тоже выдвинули своих идеологов. Одним из них был Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) — крупнейший деятель «народной реформации» в период Великой крестьянской войны в Германии. Решительно отмежевываясь от бюргерской реформации, идеологом которой был Мартин Лютер, Мюнцер сформулировал радикальную политическую программу. Она содержала требования отмены частной собственности, обобществле­ния имущества, ликвидации сословных различий, чуж­дой народу государственной власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов этой программе должно быть подавлено вооруженной силой народа. По характеристике Энгельса, социальный идеал Мюнцера представлял собой предвосхищение коммуниз­ма фантазией. Идеологическое обоснование этого идеала у Мюнцера, как и у множества других средневековых «еретиков», выступавших против феодальной эксплуата­ции,— религиозно-пантеистическое. Согласно пантеисти­ческим воззрениям, бог тождествен миру, рассматривае­мому как целое. Каждая часть мира должна действовать в интересах целого. Именно так должно обстоять дело в обществе. Эгоистическое преследование собственных интересов, которое для Макиавелли было высшей целью общественной жизни, по учению Мюнцера, представляет собой извращение «божественного закона», «безбожие». С этой точки зрения «безбожна» всякая частная собст­венность.

Более глубокие принципы переустройства общества в интересах народа сформулировал английский гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478—1535) в книге «Утопия», которая сделала ее автора первым представителем утопического социализма. «Утопия» Мора отразила конкретные социально-экономические условия, сложившиеся в Англии в XVI в. Но гораздо важнее то, что в этой книге нашла свое воплощение мечта о лучшем общественном строе.

Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые путем так называемого огораживания изгонялись помещиками с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Однако историческое значение «Утопии» состоит не столько в разоблачении тех средств, какими господствующие классы Англии до­стигали своего обогащения, сколько в том, что ее автор прозорливо указал на частную собственность как на основную причину бедствий народа и всех социаль­ных зол.

Отсутствие частной собственности — главная особен­ность общественного строя, который нарисован в «Уто­пии». На этом воображаемом острове труд есть обязан­ность всех членов общества. Хорошая организация труда всех членов общества позволяет сократить про­должительность рабочего дня до шести часов. Произ­водство, однако, Мор мыслит лишь как ремесленное производство, которое к тому времени было уже зна­чительно разрушено капиталистической мануфактурой. Государство осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов, непосредственной организацией производства занимаются местные общи­ны. В противоположность религиозно-аскетическим представлениям средневековья Мор утверждает, что жители Утопии живут в полном согласии со своей при­родой, стремятся к здоровым наслаждениям и т. п. Весьма знаменательно и характерно, что социалистиче­ская мысль уже у своих истоков была неразрывно свя­зана с гуманизмом.

Другим видным теоретиком утопического социализ­ма был итальянский философ и социолог Томмазо Кампанелла (1568—1639). Уроженец юга Италии, нахо­дившегося. Тогда под властью испанской монархии, Кампанелла стал во главе большого заговора, имев­шего своей целью освобождение страны от испанского ига. Из-за предательства заговор потерпел неудачу. Кампанелла был брошен в тюрьму, где он провел в общей сложности 27 лет. Здесь в 1602 г. он написал свой главный труд — «Город Солнца». Как и в «Уто­пии», в «Городе Солнца» нет частной собственности. Люди живут общиной, труд не только обязанность, но и потребность всех членов общины, поскольку уваже­ние к труду прививается с детского возраста. В отли­чие от Мора Кампанелла придает значение техниче­ским изобретениям. Он говорит о самодвижущихся парусных телегах, о кораблях, приводимых в движение особыми механизмами, об искусстве соляриев (жителей города Солнца) летать по воздуху, об удивительных подзорных и слуховых трубах, позволяющих слышать «небесную гармонию», и т. п.

Обоснование социального идеала у Кампанеллы, как и у Мюнцера, пантеистическое. Жизнь общиной основана на божественно-природном законе, согласно которо­му целое всегда выше любой из своих частей. Каждый человек, прежде всего член коллектива.