Николай Кузанский

Первым выдающимся пантеистом рассматриваемой эпохи был Николай Кузанский (1401—1464). Он идеалистически решал основной вопрос философии: природа, включая и чело­века, представлялась ему производным от бога, кото­рый рассматривается как высшее, абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Николай фактически отрицает сотворение мира богом. Сближая бога с при­родой, он приписывает последней божественные атри­буты, и прежде всего бесконечность (вернее, безгранич­ность) в пространстве. Историко-философское значение этой космологической идеи Кузанца становится особен­но очевидным, если учесть, что одной из основ богословско-схоластического мировоззрения было утверж­дение о конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени. Философ утверждал также, что Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не есть окружность, замы­кающая мир.

Глубокие идеи Кузанец высказал и в теории позна­ния. Убеждение в том, что мир бесконечен, приводит его к новому пониманию самого процесса познания. Ес­ли схоластики считали, что цель человеческого позна­ния— достижение неизменной, раз навсегда данной «божественной истины», то Николай Кузанский подчер­кивал, что процесс познания означает бесконечное со­вершенствование человеческих знаний. Он выделяет различные ступени познания и дает оценку каждой из них. Первая ступень — ощущение — дает лишь смутные образы вещей. Над ним возвышается рассудок (ratio), оперирующий числами и дающий вещам имена. В отли­чие от схоластиков Кузанец не разграничивал чувство и рассудок, а доказывал, что рассудок как высшая сту­пень познания присутствует и в ощущении как дея­тельность внимания и различения.

Еще более важное отличие теории познания Кузанца от схоластической заключается в признании им разу­ма (intellectus) как более высокой, чем рассудок, спосо­бности познания. Он понимал важную диалектическую истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях» (Н. Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1937, стр. 60).

Рассудок мыслит противопо­ложности в соответствии с законом противоречия, про­тивопоставляя их друг другу. Важнейшее же свойство разума — способность мыслить бесконечное. А «беско­нечность заставляет нас полностью преодолевать вся­кую противоположность» (Там же, С.31) В этой связи Кузанец и развивает свое диалектическое учение о «совпадении противоположностей» (coincidentia oppositorum). При­меры такого совпадения он черпает, прежде всего, из области математики: по мере увеличения радиуса ок­ружность все больше и больше совпадает с касатель­ной к ней и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого; аналогичным образом сливается с прямой и треугольник, если беспредельно уменьшать угол, противолежащий основанию, и т. п.