Натурфилософские взгляды Бруно

В учении о Вселенной итальянский мыслитель высказал еще одну очень важную мысль, порывавшую с аристотелевско-схоластическим представлением о принци­пиальной противоположности вещества Земли, состоя­вшего из земли, воды, воздуха и огня, с одной стороны, и вещества неба, планет и звезд, состоящих из нетленного эфира,— с другой. В противовес этим взглядам Бруно доказывал физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из этих пяти элементов. Эфир служит лишь связующей сре­дой между четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами; таким образом, пустота исключается.

Бруно полагал, что другие миры также населены, обитаемы. Этот его взгляд вытекал из убеждения во все­общей одушевленности природы, из гилозоизма, которо­го он придерживался, как и другие натурфилософы этой эпохи. «Мир одушевлен вместе с его членами» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 208). Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи. Примыкая к платоновскому учению о мировой душе, Бруно пытался решить значительные трудности, вставшие перед ним в объяснении движущегося, изменяющегося и развиваю­щегося мира. Одна из них состояла в невозможности объяснить причины движений планет, Солнца и звезд в эпоху, когда еще не был открыт закон всемирного тя­готения. Мировая душа во Вселенной и души отдельных планет и звезд как ее части полностью объясняют, со­гласно Бруно, это движение. Однако, подчеркивая дея­тельный характер духовного начала, Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существо­вании. По-новому понимал Бруно и материю. Пантеис­тически растворяя бога в природе, он в противополож­ность схоластикам рассматривал материю не как пас­сивное, аморфное начало, приобретающее ту или иную определенность благодаря воздействию создаваемых богом форм и само по себе ни к чему не способное, а как начало активное, самостоятельное и самодеятель­ное. Антисхоластическая направленность учения Бруно о материи состоит также в подчеркивании неразрывно­сти материи и формы. Форма, согласно Бруно, не мо­жет существовать вне материи, как и материя немыс­лима вне той или иной формы. Причем в единстве материи и формы ведущая роль принадлежит материи, которая «творит все из собственного лона». Бруно назы­вает материю родительницей и матерью всех вещей способной бесконечно производить все новые и новые формы.

 

Теория познания и диалектика Бруно

 

В области теории познания Бруно исходит из положения о человеке как необъемлемой части природы, как о микрокосме (малом мире), отражающем макро­косм (большой мир). Это воззрение разделялось и дру­гими натурфилософами. Бруно признавал те же ступени познания, о которых учил Николай Кузанский: чувства, рассудок и разум (интеллект). Но он противопоставлял чувства разуму. Чувственное восприятие — малонадеж­ный источник познания. Горизонт чувств весьма ограни­чен, они не способны охватить громадные расстояния во Вселенной и совершенно не способны воспринять беско­нечность. Чувства, например, обманывают нас относи­тельно неподвижности Земли и движения Солнца. По­следнее суждение и здесь, как и в остальных случаях, принадлежит разуму.

Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к диалектике совпадения противоположностей и в беско­нечно большом, и в бесконечно малом. Если у Николая Кузанского учение о совпадении противоположностей было составной частью его учения о боге, то у Бруно оно вполне натуралистично, составляя один из наиболее су­щественных элементов его учения о природе. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы,— пишет он,— пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 291). Если Кузанский черпал примеры совпадения противоположностей почти исключительно из области математики, то Бруно нахо­дит их во всех областях природы и человеческой дея­тельности. Какую бы область действительности мы ни взяли, одна противоположность есть начало другой. Уничтожение кладет начало возникновению и, наоборот, любовь — ненависти и т. д. Источник этой связи проти­воположностей, их внутреннего родства — бесконечная субстанция. В бесконечности отождествляются и слива­ются часть и целое, прямая и окружность, центр и пери­ферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъ­ект и объект и т. п.

Философские идеи в трудах естествоиспытателей

 

В рассматриваемую эпоху наряду с натурфилософами ряд глубоких философских идей высказали и круп­ные ученые-естествоиспытатели Ле­онардо да Винчи, Галилей и др. В отличие от натурфи­лософов эти мыслители: 1) теснее были связаны с прак­тическими, производственными запросами своей эпохи; 2) не строили широких умозрительных концепций, пы­тавшихся охватить природу в целом и включавших по­этому значительные элементы фантастики; 3) сформу­лировали ценные методологические идеи и выдвинули такие принципы истолкования природы, которые знаме­новали новый этап в развитии материализма. В эпоху Возрождения исключительного развития до­стигло искусство. Такие его отрасли, как живопись, ар­хитектура, скульптура, развивались в тесной связи с математикой, механикой, анатомией, медициной, зачатками химии, часто объединялись в деятельности одного чело­века. Говоря о деятелях этой эпохи как о титанах «по многосторонности и учености», Энгельс указывает, что «люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 346.)