Леонардо да Винчи

 

Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да Винчи (1452—1519). Образование он получил в ху­дожественной мастерской во Флоренции. Леонардо не только изучил здесь искусство живописи, но и получил серьезные научные познания в области математики и анатомии. В дальнейшем художник начал работать и над техническими проблемами. Он построил ряд машин и приспособлений, облегчающих труд и увеличивающих его производительность. Круг научно-технических инте­ресов великого итальянского художника был очень боль­шим, включавшим в себя всю область доступных тогда знаний. Многие из его технических проектов (например, проекты летательного аппарата и парашюта) на целые века опередили его эпоху. Среди множества других художников, инженеров и изобретателей Леонардо выделялся глубоким осознани­ем методологических основ многочисленных технических проектов, изобретений и устройств, характерных для изучаемой эпохи. В силу этого он стал пионером совре­менного естествознания, первым мыслителем, предвосхи­тившим экспериментально-математический метод иссле­дования природы, а также виднейшим представителем эстетической мысли своей эпохи.

Леонардо да Винчи отличался от подавляющего большинства современников враждебным отношением к астрологии, магии и алхимии, имевшим в эту эпоху гро­мадное влияние. Он их рассматривал как лженауки, со­вершенно бесполезные для человечества. Смысл научной деятельности великий ученый видел, прежде всего, в той практической пользе, какую она может оказать челове­честву. Он обосновывал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысле­ния как главного пути открытия новых истин. «Влюблен­ные в практику без науки,— писал он,— словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он нико­гда не уверен, куда плывет... Наука — полководец, и практика — солдаты» (Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произве­дения. М., 1955, стр. 23). Математику он считал той наи­более достоверной наукой, какая необходима в первую очередь для осмысления и обобщения опыта.

Огромна роль Леонардо да Винчи в развитии худо­жественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. Из­вестно, что реалистическое искусство достигло в эту эпо­ху исключительного блеска и процветания. Как автор «Тайной вечери», портрета Моны Лизы («Джоконда») и ряда других шедевров живописи Леонардо оказал мо­гучее влияние на художников, как в Италии, так и за ее пределами. Он выступил также как крупный теоретик искусства. Реалистическую сущность эстетики великого художника выражает его убеждение в том, что и искус­ство подобно науке служит делу познания реального ми­ра. Но искусство и наука изучают разные стороны этого мира, пользуются различными средствами. Наука про­никает в глубь предметов, созданных природой, изучает их количественные закономерности; искусство же пости­гает качественные особенности тех же предметов. Благо­даря этому обнаруживается красота природы, в на­слаждении которой гуманисты эпохи Возрождения в противовес средневековому аскетизму видели одну из первостепенных целей человеческой жизни. Как ученый, Леонардо удивляется «мудрости» законов природы, а как художник, он восхищается красотой природы и че­ловека. Подчеркивая индивидуальность и красоту души и тела человека, Леонардо изучает их и как ученый, и как художник. Пропорции человеческого тела он изо­бражает как великолепный анатом и первоклассный ма­стер рисунка, а неповторимость и красоту человеческой души в своих непревзойденных картинах — как велико­лепный психолог и живописец.