Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономи­ческие открытия, сделанные Галилеем с помощью скон­струированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении — «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образу­ющих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а яв­ления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся плане­той, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце под­тверждали идею Бруно о физической однородности Зем­ли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковника­ми, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую кар­тину мира. Если до сих пор католическая церковь по из­ложенным выше причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Ко­перника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи счи­тали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Ко­перника даже в качестве гипотезы, а сама книга Копер­ника вносится в «Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказа­тельств истинности теории Коперника. В этом отноше­нии огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.

Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физи­ка, основывавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представле­ниями о движении вещей в соответствии с их «приро­дой» и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библей­скими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспери­ментов постепенно распутал его и создал важнейшую отрасль механики — динамику, т. е. учение о движении тел.

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инер­ции), и др.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 —1630), было громадным. Понятие закономерности, естественней необхо­димости родилось, можно сказать, вместе с возникнове­нием философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов антропоморфиз­ма и мифологии, что послужило одним из гносеологиче­ских оснований их дальнейшего толкования в идеали­стическом духе. Открытие же законов механики Галиле­ем и законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропо­морфизма, увязывается с чисто физическими представ­лениями. Тем самым впервые в истории развития чело­веческого познания понятие закона природы приобрета­ло строго научное содержание.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непо­нятна большинству людей, не знавших этих законов.. Например, с точки зрения «здравого рассудка» кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состо­ял один из самых «сильных» аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное дви­жение тела нисколько не отражается на процессах, со­вершающихся на его поверхности. Например, на движу­щемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Поэтому трудно обнаружить равно­мерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.

Все эти идеи великий ученый сформулировал в «Диа­логе о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих «за­блуждений». Его книга была запрещена, однако при­остановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бру­но и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыс­литель фактически вышел победителем.

 

 

Проблемы познания и метода Галилея

Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку и религию. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В позна­нии природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и че­ловек. Предмет религии — «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.

Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о воз­можности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемо­сти положений «божественной истины», зафиксирован­ных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологиче­скую идею о том, что познание истины есть бесконеч­ный процесс. Эта противоречащая схоластике установ­ка Галилея привела его и к утверждению нового мето­да познания истины.

Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрож­дения Галилей отрицательно относился к схоластиче­ской силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несо­вершенных мыслей, незаменима при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и долж­на, согласно Галилею, приводить подлинно научная ме­тодология.

При разработке такой методологии Галилей высту­пил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стрем­ление к опытному исследованию природы было свойст­венно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее боль­шинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивав­ших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт как простое наблюдение ее явлений, пассивное вос­приятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследова­тель как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, дол­жен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает де­дукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти­ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих уче­ного. Многие мыслители этой эпохи, возрождая антич­ные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Тем самым он на­шел научную точку соприкосновения опытно-индуктив­ного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное на­учное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Однако разработанная Галилеем научная методоло­гия носила в основном односторонне аналитический ха­рактер. Эта особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса на ряд операций. Возник­новение этой методологии было связано и со специфи­кой самого научного познания, начинающегося с выяс­нения наиболее простой формы движения материи — с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.