Основоположники буржуазной философии Ф. Бэкон и Р. Декарт

В течение XVI—XVII вв. в наиболее передовых стра­нах Западной Европы в недрах старого, феодального общества развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия все более выделяется из треть­его сословия, превращаясь в самостоятельный класс, возглавляющий оппозицию широких слоев населения феодальной власти. Феодальные собственники в извест­ной мере начинают приспосабливаться к развивающим­ся капиталистическим отношениям. Наиболее ярко этот процесс обнаруживается в Англии, где помещики путем так называемого огораживания сгоняют крестьян с их земли; эта земля превращается в пастбища для овец, разведение которых стимулируется быстро растущим текстильным производством. Таким путем возникает «новое дворянство», близкое буржуазии по своему поло­жению и интересам, создаются материальные предпо­сылки для компромисса между дворянством и буржуа­зией, который находит свое политическое выражение в абсолютной монархии. Как указывает Маркс, «абсо­лютная монархия возникает в переходные периоды, ко­гда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется, со­временный класс буржуазии, и когда ни одна из борю­щихся сторон не взяла еще верх над другой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 306).

«Огораживание» — классическая форма первоначаль­ного накопления капитала, т. е. насильственной экспро­приации мелких производителей, в результате которой возникает класс наемных рабочих. В менее явных фор­мах такой же процесс совершается и в других странах Европы. На этой почве обостряется борьба социальных «низов» против господствующих феодальных сословий; это в свою очередь усиливает разложение феодальных отношений и образует одну из ближайших предпосылок буржуазных революций этого периода — нидерландской революции (конец XVI в.), английской буржуазной ре­волюции (середина XVII в.) и, наконец, французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Крестьянская война в Германии, восстание под руководством Роберта Кета в Англии, восстание «босоногих» во Франции и другие выступления трудящихся явились, по существу, прологом буржуазных революций в Западной Европе.

Разложение феодальных отношений существенно из­меняет положение религии в обществе. Духовная дикта­тура церкви подорвана. Однако религия все еще сохра­няет значительную идейную власть над людьми. Не уди­вительно поэтому, что ранние буржуазные революции XVI—XVII вв. совершаются под знаменем реформиро­ванной религии — протестантизма. Лишь в XVIII в. во Франции буржуазная революция выступает уже не в религиозном облачении, а открыто провозглашает бур­жуазные политические идеалы. Но если для массы лю­дей капиталистического общества религия все еще оста­ется источником иллюзий — политических и моральных, то в науке и философии она теряет свое прежнее господ­ствующее положение.

Для передовых буржуазных идеологов новым миро­воззрением, наиболее отвечающим интересам науки о природе, были материалистическая философия и — обыч­но неосознанный — материализм естествоиспытателей. На первых порах оба этих вида материализма выступа­ют совместно. И тот и другой начинают критику схола­стики с постановки вопроса о методе познания; старый метод выражал не только схоластическую оторванность от опыта, практики, но и свойственный схоластике идеа­лизм. Бесплодность схоластической псевдонауки мате­риалисты объясняют несостоятельностью ее метода, ос­новные черты которого — некритическое следование авторитету, догматизм, умозрительность, отсутствие систематического эмпирического наблюдения, экспери­мента, поспешность и необоснованность обобщений, пре­обладание дедукции.

В этот период изменяется и понимание задач науки и философии. Девиз материалистов — философов и ес­тествоиспытателей нового времени — не «наука для науки», а увеличение власти человека над природой,

совер­шенствование, рост силы, здоровья, красоты человека. Бэкон в Англии, Декарт во Франции, Спиноза в Голлан­дии — при всех различиях между ними — сходятся меж­ду собой в этом новом понимании целей и задач знания.

Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства. Изобретение и применение машин, пишет Маркс, «дало великим математикам того времени практические опорные пункты и стимулы для создания современной механики» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 23.). Выдающийся ученик Галилея Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гениальный английский естествоис­пытатель И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, в том числе и закон всемирного тяготения. Р. Бойль применяет механику к химии, раз­рабатывает проблемы атомистики, определяет понятие химического элемента. В 1600 г. вышла в свет работа английского физика Гильберта «О магните», которая кроме специальных физических положений содержала также важные идеи о роли эксперимента и количествен­ного измерения во всех науках о природе. У. Гарвей от­крывает кровообращение и эмпирически исследует его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, меха­ники, физики, физиологии вносят философы Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Важнейшей формой опытного исследования, сыграв­шей громадную роль в обосновании нового вида мате­риализма — метафизического материализма XVII — XVIII вв., был эксперимент. Развитие эксперимента сде­лало возможным теоретическое обоснование учения о причинности, разработка которого была выдающейся заслугой материализма XVII—XVIII вв.