Френсис Бэкон

 

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы был Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Сын высокопоставленного английского сановника, Бэкон и сам со време­нем стал государственным канцлером Англии. И, тем не менее, его симпатии не на стороне старой феодальной аристократии. Бэкон — идеолог «нового дворянства», привычки и устремления, которого были более буржуаз­ными, чем феодальными. Главный труд Ф. Бэкона — «Новый Органон» (1620). Название это показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля. Другим важным сочинением Бэкона была утопия «Новая Ат­лантида».

В согласии с передовыми умами своего века Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание при­роды и усовершенствование человеческой жизни. Но это — практическое в последнем счете — назначение нау­ки не может, по Бэкону, означать, будто всякое научное исследование должно быть ограничено соображениями о его возможной непосредственной пользе. Знание — сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та нау­ка способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием ее законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Пло­доносными он называет опыты, цель которых — прине­сение непосредственной пользы человеку, светоносны­ми — те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей.

Предпосылкой преобразования науки Бэкон считал критику всей предшествующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор считалось истиной. Од­нако это сомнение не самоцель, а лишь средство для того, чтобы найти дорогу к истине. Бэкон отнюдь не скептик; напротив, он убежден в возможности достиже­ния вполне достоверного знания.

Недостоверность известного доселе знания обуслов­лена, по Бэкону, ненадежностью умозрительной формы Умозаключения и доказательства. Опираясь на логику Аристотеля, схоластика считает такой формой силло­гизм. Силлогизм состоит из суждений, суждения — из понятий. Но понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобще­ния, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы нау­ки должна быть новая теория индукции. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обра­щали внимание главным образом на те случаи или фак­ты, которые подтверждают доказываемые или обобщае­мые положения. Бэкон подчеркнул значение тех случа­ев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один-единственный такой случай способен полностью или, по крайней мере, частично опровергнуть поспешное обоб­щение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным ин­станциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

Условием реформы науки должно быть также очище­ние разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания— четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это — «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

«Идолы рода» — препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возника­ют телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. «Идолы пещеры» — ошибки, которые присущи не всему челове­ческому роду, а только некоторым группам людей вслед­ствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предмета­ми, другие — их сходства; одни склонны верить в непо­грешимый авторитет древности, другие, наоборот, отда­ют предпочтение только новому. «Идолы площади» -Я препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основании совершенно случайного впе­чатления от этого предмета. «Идолы театра» — препят­ствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. «Идолы театра» не врождены на­шему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Знание видов препятствий, подстерегающих ум че­ловека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание лишь негативная задача при создании научного метода. Необходимо также и поло­жительное учение — о методе исследования. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути, или метода, исследования: метод догматический и метод эмпирический. Ученый следую­щий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину. Ученый, сле­дующий эмпирическому методу, стремится только к мак­симальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умст­венной переработке материалов, которые доставляет опыт. Ученый, следующий такому методу, похож на пчелу, которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а пере­рабатывает их в мед собственной деятельностью.

До сих пор, говорит Бэкон, открытия делались слу­чайно, не методически. Открытий было бы сделано го­раздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод—это путь, главное средст­во исследования. К нему относятся, во-первых, орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, во-вторых, орудия, совершенствующие самое человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е. намеренное, активное испытание при­роды. Ученый посредством эксперимента получает от­веты на поставленные перед природой вопросы.

Излагая материалистическое учение Материализм Бэкона. Бэкона о материи и ее движении, о формах материи, Маркс пишет: «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение,— не только как механиче­ское и математическое движение, но еще больше как стремление, жизненный дух, напряжение, или, употреб­ляя выражение Якоба Бёме, мука [Qual] материи. Пер­вичные формы материи суть живые, индивидуализирую­щие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы»( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 142.).

Исследования внутренне присущих материи форм со­ставляют, по Бэкону, основную задачу истинной индукции. Форма есть материальная сущность принадлежа­щего предмету свойства. Так, форма теплоты есть опре­деленный вид движения. Но в предмете форма любого свойства существует не изолированно от других свойств того же предмета. Поэтому, чтобы найти форму некоторого свойства, необходимо исключить из предме­та все, что случайно связано в нем с искомой формой и что не относится к рассматриваемому свойству. Это ис­ключение из предмета всего, что не связано в нем суще­ственно с данным свойством, не может быть реальным исключением, так как в самом предмете все его черты и свойства существуют вместе и слитно. Это мысленное, логическое исключение, отвлечение, или абстракция.

Разрабатываемое Бэконом материалистическое по­нятие формы развилось в полемике против умозритель­ного понимания формы у Платона и Аристотеля. В фи­зическом аспекте форма, по Бэкону, род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Так же материальны свойства или качества предмета. Мате­рия, как ее понимает Бэкон, обладает бесконечным многообразием чувственно воспринимаемых качеств. «У Бэкона, как первого своего творца, материализм,— говорит Маркс,— таит еще в себе в наивной форме заро­дыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 142—143.).

Кроме материалистически обоснованной теории ин­дукции Бэкон разработал новую систему классификации наук, исходящую из различия между способностями человеческого познания. По Бэкону, существуют три основные способности познания: память, воображение и рассудок, или мышление. На память опирается есте­ственная и гражданская история, на воображение — поэзия. На рассудке основываются философия, матема­тика, естествознание.

Непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Последние могут быть или действу­ющими причинами (то, что обычно называется причи­нами), или конечными причинами, т. е. целями. Наука о действующих причинах — физика, о целях или конеч­ных причинах — метафизика. Задача науки о природе — исследование действующих причин. Поэтому суть ес­тествознания Бэкон видит в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Ме­ханика занимается применением знания действующих причин. Применением знания конечных причин занима­ется «естественная магия». Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания.

Последний отдел знания — знание о человеке, или антропология; она рассматривает человека или как от­дельную личность, или как члена общества. В послед­нем случае такого рода знание составляет политику. Знание политики может быть, по Бэкону, привилегией только тех людей, которые посвятили себя исключи­тельно деятельности управления государством. Наука о человеческой личности делится на науку о теле — физиологию и на науку о душе — психологию. Под душой Бэкон понимает нечто вещественное. Впрочем, Бэкон делает уступку общепринятым в его время взгля­дам, отличая от души, как от предмета естественно­научного исследования, дух, познание которого основы­вается, по его мнению, на откровении.

В утопии «Новая Атлантида» Бэкон развил мысль о преобразовании всей производственной основы об­щества при помощи науки и техники. При этом он ука­зывает на выдающуюся роль науки для рационализации производства и для обусловливаемого им громадного роста богатств и всестороннего развития экономики. В другом своем произведении — «Нравственные, эконо­мические и политические опыты» — Бэкон излагает свои социально-политические воззрения. Он полагает, что назначение дворянства состоит в ограничении абсолю­тизма. При этом Бэкон предостерегает от чрезмерных уступок крупной феодальной знати.

Материализм Бэкона непоследователен. Уступки
идеализму заключались в формальном признании им
особой «науки» о боге (теологии), в признании двоякой
формы истины — не только научной истины, но и ре­лигиозной, в отказе от прямой критики положений веры.