Проблема метода в учении Декарта

Как и Бэкон, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в усо­вершенствовании самой человеческой природы. Он ищет, безусловно, достоверный исходный тезис для всего зна­ния и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание всей науки. Искомая достоверная опора знания — в по­ложении «Я мыслю, следовательно, я существую». Это-положение раскрывается в интуиции ума, характерные черты которой — ясное, отчетливое представление о предмете, исключающее всякое сомнение. Ясность и от­четливость мышления Декарт ошибочно объявляет достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания, по его мнению, не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Декарта усугубляется религиозными пред­посылками его системы: для доказательства реального существования мира необходимо предварительно дока­зать существование бога. В числе прочих идей, рас­суждает Декарт, в нашем уме имеется идея о боге. Как понятие о существе всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью, чем все другие идеи. В причине должно быть, по Декарту, по крайней мере столько же реальности, сколько ее находится в ее действии. Так как мы существуем и так как мы действие первопри­чины, то существует и сама первопричина, или бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим, по Де­карту, исключается возможность, чтобы он нас обма­нывал. Поэтому существование чувственно восприни­маемого мира также достоверно.

Правдивостью бога обусловлена, по Декарту, и са­ма возможность познания: при правильном употребле­нии познавательной способности мы никогда не могли бы заблуждаться, Заблуждение возникает вследствие неправильного употребления этой способности и особен­но вследствие того, что воля (которая, по Декарту, сво­бодна, т. е. независима от мотивов) выбирает, руковод­ствуясь не истиной, а предпочтением.

Возможность усмотрения истины вытекает, по Де­карту, из существования врожденных идей, или истин, к которым он относит прежде всего аксиомы. Впрочем, он подчеркивает, что под врожденными идеями он по­нимает не готовые, сформулированные истины, а лишь задатки или предрасположения ума к аксиомам и по­ложениям. В познании, по Декарту, главную роль игра­ют не ощущения, а разум. Таким образом, Декарт был сторонником рационализма — учения, утверждающего первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий.

Декартовское — гносеологическое — обоснование ра­ционализма нельзя рассматривать только в плане борь­бы идеализма против материализма. Одновременно рационализм Декарта служил защите науки против идейной реакции, возглавлявшейся контрреформацией и имевшей целью вернуть католицизму позиции, кото­рые он утратил и продолжал утрачивать, прежде всего, вследствие открытий и успехов астрономических и фи­зических наук. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому зна­нию всеобщность и необходимость. Не понимая всего значения практики в теоретическом мышлении, Декарт ошибочно полагал, что источником достоверности зна­ния может быть только сам разум.

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции. Исходными положениями всей науки Декарт считал аксиомы. В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое отдельное ее звено также достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна не­ослабевающая сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооруженный достоверными средствами мышления— интуицией и дедукцией, разум может достигнуть досто­верного знания во всех областях только в том случае, если он будет руководствоваться истинным методом. На этих предпосылках рационализма Декарт строит свое учение о методе. Изложено оно в «Рассуждении о методе», опубликованном в 1637 г. Метод Декарта ис­ходит из следующих четырех требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызы­вать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составля­ющие ее частные проблемы, или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие фило­софии. Современная реакционная буржуазная филосо­фия подчеркивает в учении Декарта его идеалистиче­ское учение о боге, о духовной субстанции, а также иде­алистические черты его учения о познании. Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Де­карта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, но­ватора науки — математики, космогонии, физики, фи­зиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.