Томас Гоббс

 

Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 – 1679) был современником английской буржуаз­ной революции, открывшей новую эпоху в истории Англии. Правда, после революции последовал краткий период реставрации. Но прочного возврата к феодаль­ному прошлому уже не могло быть. Буржуазия усили­лась политически и стала развивать новую, антифео­дальную идеологию. Гоббс жил в то время, когда рево­люционная борьба велась под знаменем религиозного протестантизма. В умственной жизни Англии в это вре­мя значительную роль играла передовая часть аристо­кратии, сближавшаяся с буржуазией. Ее теоретики ви­дят образец знания в науках, которые более или менее непосредственно служат практике.

В связи с борьбой против феодальной идеологии усиливается интерес к вопросам религии, веротерпимо­сти, государственного права. Правоведы и публицисты английской буржуазии делают попытки объяснить про­исхождение общества и государственной власти из за­конов и свойств человеческой природы. Человеческая природа рассматривается как порождение внешнего ми­ра. За механистическим объяснением природы следует механистическое объяснение явлений общественной жизни. Все эти тенденции получили яркое выражение в философии Т. Гоббса.

Гоббс учился в Оксфорде, он усердно изучал там логику Аристотеля и учения номиналистов. После путе­шествия во Францию и Италию Гоббс стал секретарем Фр. Бэкона. В Париже, тогдашнем центре математиче­ских исследований, Гоббс занимался изучением матема­тики и естественных наук. Здесь же он постоянно об­щался с французским материалистом и пропагандистом учения Эпикура П. Гассенди. В научном развитии Гоб­бса большую роль сыграли учения Коперника, Кеплера, Галилея и Гарвея. В годы английской буржуазной ре­волюции Гоббс, будучи монархистом, эмигрировал в кон­тинентальную Европу и вернулся в Англию только в 1651 г. В Париже он написал свои главные произведе­ния — «Философские элементы учения о гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). Опубликование «Левиа­фана» вызвало сильные нападки на Гоббса со стороны духовенства. Главным предметом интереса Гоббса бы­ли вопросы теории общества и государства. Маркс на­зывает Гоббса в числе тех ученых Нового времени, ко­торые пытались объяснить государство, право, исходя не из церковных догматов, а из природы человека, рас­сматриваемого как часть мира природы. Поэтому госу­дарственно-правовым теориям Гоббса предшествует ма­териалистическое учение о природе.