Учение Т. Гоббса о природе

 

Гоббс, как указывает Маркс, был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по учению Гоббса, есть совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция такое же противо­речие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя — субъект всех изменений. Все тела, так же как и присущие им ка­чества, а также изменения, происходящие в телах, образуются движением материальных элементов. Дви­жение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу могут передаваться только по­средством толчка. Под влиянием толчка в испытавшем этот толчок теле возникает усилие; если усилие не за­держивается противоположным усилием, то оно пере­ходит в движение. Сами по себе усилия не восприни­маются, Складываясь в один общий итог, усилия становятся заметными и воспринимаются уже не как уси­лия, а как движения.

К движениям и усилиям сводится также духовная жизнь животных и человека, которая слагается из ощу­щений. Ощущения, чувства человека не оказывают влияния на движение и усилия, происходящие в мозгу и сердце. Ощущения не более как субъективное выра­жение этих объективных процессов. Люди и живот­ные — сложные механизмы, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Тем не менее, меж­ду неодушевленными телами и одушевленными авто­матами существует отличие. У одушевленных автоматов имеются органы, при помощи которых сохраняются прежние впечатления. Кроме того, в них существует способность сравнения новых впечатлений с прежними. Сравнение создает условия для различения, а послед­нее в свою очередь есть условие сознания.

Из этих исходных положений Гоббс выводит: 1) от­рицание существования душ как особых субстанций; 2) тезис, по которому тела — единственные субстанции, и 3) утверждение, что вера в бога есть только продукт человеческого воображения.