Учение Гоббса о государстве и праве

 

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В этом учении он пытается разложить такое сложное целое, как государство, на его основные элементы, а послед­ние объяснить простыми законами природы. В резуль­тате он приходит к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Понятие о естественном состоянии полу­чится, если вычленить из человеческих отношений все, что внесло в них государство. В естественном состоя­нии люди действуют, руководствуясь только природным законом самосохранения. В этом состоянии каждый имеет право на все, что он может взять, захватить. Здесь право совпадает с силой, вследствие чего естест­венное состояние есть состояние «войны всех против «всех». Но эта война противоречит стремлению к само­сохранению. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым перенести часть своего права на других. Это перенесение совершается посредством договора, заклю­чение которого означает возникновение уже не естест­венного, а гражданского состояния общества.

Чтобы направлять отдельных людей к общей цели и удерживать их от действий, нарушающих мир, в об­ществе необходимо государство единой воли. Для этого каждый должен свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе лиц, воля которых должна считаться волей всех. Так возникает, по Гоббсу, государство. Наиболее совершенной формой

госу­дарственной власти Гоббс считал абсолютную монар­хию. Следует иметь в виду, что во времена Гоббса абсолютная монархия была политической формой ком­промисса между дворянством и буржуазией. Неограни­ченную власть государства Гоббс распространяет не только на поведение человека, но и на его воззрения: религиозные, нравственные и даже научные. Церковную власть Гоббс также подчиняет светской власти госу­даря. Даже если веления власти противоречат религии, верующий должен беспрекословно повиноваться зако­нам отечества. Однако, будучи сторонником неограни­ченной верховной власти государства, Гоббс был вынужден признать, что в известных случаях может возникнуть конфликт между велениями власти и естественным стремлением каждого лица к самосохра­нению. В крайних случаях допустимо даже восстание подданных против власти, попирающей естественное право, поскольку каждый подданный имеет право за­щищать самого себя. В момент, когда подданный пере­стает пользоваться покровительством прежней власти, он волен подчиниться новой власти. Эти разъяснения и оговорки, в сущности, были уступкой тем революционным принципам, против которых сам Гоббс энергично возражал и против которых он выдвигал свою теорию. Поэтому, хотя Гоббс остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником демократического образа правления, он был идеологом не феодалов, а буржуазии. Его основная идея не монархический принцип, как таковой, а неограниченность государственной власти независимо от способа управления. Права государст­венной власти, как их понимал Гоббс, вполне совмести­мы с интересами классов, осуществивших в Англии в се­редине XVII в. буржуазную революцию.

Историческое значение социологических воззрений Гоббса велико. В противовес феодальной теологической концепции государства Гоббс выдвинул натуралистиче­ское учение о власти, согласно которому государство не божественное, а естественное установление. Гоббс пра­вильно указывает, что государство есть аппарат наси­лия, но он не видит, что это насилие — господство одно­го класса над другим.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрес­сивны. Гоббс, указывает Маркс, уничтожил теистиче­ские предрассудки бэконовского материализма. Его философия освобождала общественное сознание людей от тяготевших над ним религиозных иллюзий. В теории общества и государства содержались зародыши мате­риалистического понимания социальных явлений.