Лессинг

Над всеми деятелями немецкого просвещения возвышается гигант­ская фигура Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драма­тургом, критиком, эстетиком и философом. Могучий бо­рец против сил реакции, феодальной идеологии, мрако­бесия и религиозной нетерпимости, Лессинг задыхался в обстановке современной ему Пруссии.

В статьях о театре («Гамбургская драматургия») Лессинг борется за действенное, передовое театральное искусство. В сочинении «Лаокоон», разъяснявшем раз­личие между изобразительными средствами поэзии и живописи, Лессинг ратует за искусство, не подражаю­щее статичным образам живописи и скульптуры клас­сицистов, а воспроизводящее с помощью специфиче­ских средств поэзии живые действия и борьбу людей.

В философии он обрушился против ортодоксов бо­гословия. Во всей Германии отозвалась борьба Лессинга против главного пастора в Гамбурге — Гёце. Лес­синг первый после Спинозы внес в рассмотрение свя­щенных книг Ветхого и Нового заветов историческую точку зрения. Лессинг отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога,

су­ществующего вне мира, и допускает бога только в ка­честве «души мира». В конечном счете, значение рели­гии для Лессинга только этическое.

Выдающуюся роль в развитии немецкого Просве­щения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832). Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спе­кулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воз­зрениях Гёте в основном материалист. Он указывает на всеобщность движения, изменения, развития в приро­де, которая, по его мнению, представляет собой не скопление мертвых тел, а органическую, многообразную взаимосвязь явлений, образующих единое, живое це­лое. Однако точка зрения материализма и диалектики не проводится Гёте последовательно.

Видными деятелями немецкого Просвещения были также писатели Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, революцион­ные демократы Г. Форстер, К. Шубарт, И. Зёйме.