Брачно-семейные отношения

Брак по ЗХ считался разновидностью договора, который чаще всего заключали родители жениха и невесты. Без договора женщина не рассматривалась в качестве жены. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом. Дети от таких браков считались свободными. Невесте полагалось приданое, которое давало определенные гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода. Жена имела право уйти от мужа, забрав приданое, при неблаговидном поведении мужа. Жених уплачивал тестю выкупную плату, компенсируя семье невесты потерю рабочих рук.

Семья была патриархальной. Отец семейства обладал огромной властью над всеми членами семьи. Он мог продать жену, детей в долговую кабалу и т.д.

Получить развод муж мог намного легче, было очень много причин, по которым он мог выгнать жену из дома: «Если она разоряла семью, была мотовкой, унижала супруга». Приданое ей в этом случае не возвращалось. Он мог лишить сына наследства, но только по уважительным причинам, однако сын мог в судебном порядке доказать свою невиновность. Развод для женщины был практически невозможен.

Однако жена обладала определенной имущественной самостоятельностью. Она могла самостоятельно приобретать имущество и распоряжаться им. После смерти мужа это имущество оставалось у нее, а не переходило по наследству детям.

Доля наследства полагалась дочери, отпущенной в жрицы. Дети от рабынь, официально признанные, участвовали в дележе наследства на общих основаниях, непризнанные получали только свободу.

Преступления и наказания. Уголовное право Вавилона.

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

* смертная казнь (более чем в 30 случаях);

* членовредительские наказания;

* телесные наказания (удары плетью);

* наложение знака бесчестил;

* изгнание из родной местности или дома;

* денежные взыскания;

* увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

* должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

* ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

* преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

* ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

* похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

* преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

* преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками ( связь матери и сына, отца с дочерью);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

В качестве преступлений также рассматривались:

Поскольку судебное дело против нарушителя инициировал сам потерпевший, а не государственные органы, правонарушение рассматривалось как действие против интересов частных лиц. Исключения составляли государственные преступления.

 

. Судебная система


Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от ад-министративной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные ор-ганы. Царь пользовался правом помилования преступников.
Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.
Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.