Государственный и общественный строй Древнего Китая.

Все земли Китая объединились в единое государство – империю Цинь, преемником которой станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.

В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Он стал носить титул хуанди, что означало новые полномочия и исключительный статус в государстве. Он сосредоточил всю полноту военной и законодательной власти, был высшим судьей, назначал всех высших чиновников центрального и местных аппаратов. Власть императора стала практически неограниченной и обожествляемой.

Важнейшим было военное ведомство (возглавлял тайвэй), которое подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. Среди других можно выделить финансовое, государственного хозяйства, обрядовое, ведомство наказаний, цензорские органы.

Империя была разделена на 36 областей, области на округа и т.д. Во главе каждого административного звена стояли гос. чиновники. Вводилась строгая система рангов-чинов,

На первое место в Древнем Китае с течением времени выдвигается новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Государство в эпоху Чжоу было уже более оформленной монархией. Во главе стаял ван. Более развитой уже была центральная административная система, которая опиралась на 14 расположенных по всей стране армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от ванна всю полноту власти над территорией и обязывался верно служить царю.

Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.
Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей) Таким образом, правящая знать жила не только за счет эксплуатации рабов, но и свободных общинников.

1. в высшую группу входили правители (ваны)

2. вторая группа состояла из представителей аристократии, крупных землевладельцев,

3. главы родоплеменных групп, главы больших семей.

4. самая многочисленная группа населения – простолюдины.

5. Рабы стояли вне иерархии социальных групп, поскольку являлись не людьми, а считались вещами.
Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.
Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.
Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.
Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.
Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.
Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.
Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные пред-ставители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии - император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.
С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

В целом рабовладельческое государство Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) в начале сохраняло еще пережитки родоплеменной военной демократии, так как еще существовали советы старейшин. Впоследствии царь монополизировал всю власть, стал самым крупным рабовладельцем, номинальным собственником всей земли в государстве.

Царь (ван) располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, который возглавлял сам. В аппарат также входили высшие советники из числа знати, исполнители поручений, специалисты.

Среди основных задач государственного аппарата были:

- организация общественных работ,

- сбор налогов,

- защита государства.

В иньский период уже существовали такие атрибуты государства, как армия и тюрьма, применялись уже различные наказания к нарушителям (смертная казнь, членовредительство – отрезание носа, ушей, отрубание рук и ног, выкалывание глаз и т.д.).

Общественный строй

Древнекитайское общество эпохи Шан состояло из:

- рабовладельцев из числа светских и жреческих аристократов,

- землевладельцев-общинников,

- рабов.

Светская аристократия формировалась из окружения царя: родственников, подчиненных. Свободные общинники-землевладельцы являлись значительной частью населения, играли важную роль в государстве, с которой даже царю приходилось считаться.

Рабы находились в тяжелом положении. Их могли продать, дарить, лишать жизни, обменивать на вещи, принести в жертву богам (было очень распространено). Рабы были из пленных, осужденных, переданных в качестве дани.

Государство Шан постоянно вело войны с соседними китайскими племенами. Из-за внутренних противоречий государство ослабло, на его территорию стали вторгаться иные племена, среди которых было племя чжоу, основавшее в 11-м в. на территории царство Чжоу, имевшее черты монархии.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.
Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.
Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.
К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка..

К 5 в. до н.э. образуется 7 наиболее сильных царств, одно из которых – Цинь – стало лидером и в начале 3 в. до н.э. закончило борьбу за объединение страны, образовав сильное Цинское государство.

.