Технологии принятия решений в условиях поведенческого риска

Пусть теперь главным фактором, определяющим "механизм проблемной ситуации", оказывается поведение одного или нескольких субъектов, оказавшихся втянутыми в операцию ЛПР и вынужденных взаимодействовать с ним, возможно, даже против своей воли. Чтобы при изложении материала однозначно понимать, кто есть кто, будем ЛПР, в интересах которого мы вырабатываем решения, называть "наше ЛПР", а остальных самостоятельно действующих суверенных субъектов — "другие ЛПР". Эти "другие ЛПР" на самом деле могут и не противостоять "нашему ЛПР", и не желать ему зла. Однако "нашему ЛПР" при обосновании им своих решений важно знать, как эти "другие" поступят или могут поступить. Если такой информации у "нашего ЛПР" не будет, то у него не будет иного выхода, как воспринимать "других ЛПР" как агрессивную среду. Причин подобного отношения к проблемной ситуации у ЛПР может быть несколько:

• ''наше ЛПР" точно знает, что его интересы вошли в противоречие, столкнулись с интересами "других ЛПР";

• "наше ЛПР" не знает, являются ли его устремления конфликтующими с интересами "других ЛПР", однако что-то заставляет его опасаться, что это так;

• "наше ЛПР" знает, что его интересы совпадают с интересами

"других ЛПР", что объективно оно желает им добра, однако эти "другие ЛПР" могут этого не понять или не принять из-за различия в позициях, т о чек зрения, культурных традиций, а это обязательно приведет к столкновению;

• "наше ЛПР" знает, что иных субъектов кроме него в операции нет и действовать оно будет в объективной обстановке ("в природе"); однако эта "природа" — "terraincognita". Поэтому ЛПР опасается подобной неопределенности, непредсказуемости, боится ее. Из-за этого ЛПР вынуждено считать "природу" как бы агрессивной, принимать ее возможные проявления как действия агрессивно настроенного "другого ЛПР". Разработкой технологий и методов разработки решений в перечисленных проблемных ситуациях занимаются психологическая теория решений и теория игр. Но это своеобразные и сложные дисциплины. Воспользоваться напрямую результатами этих двух теорий обыкновенному управленцу, не специалисту по ТПР, не математику подчас довольно трудно.

Например, только по-крупному в психологической теории решений выделяют психологию поведения индивида, психологию малых групп, психологию масс. В теории игр аналогично рассматривают игры двух и N лиц, антагонистические и неантагонистические игры, матричные, биматричные, оперативные игры и т. д. Даже альтернативы ЛПР в теории игр принято называть стратегиями, чтобы подчеркнуть принципиальное отличие подобных проблемных ситуаций от иных.

Не раз в литературе подчеркивалось, что именно в подобных проблемных ситуациях значительную роль в выборе наилучшей стратегии играют искусство, интуиция, мнения и иллюзорные оценки ЛПР, а не наука, не строгий расчет, не строгие измерения. Однако современные достижения в теории игр более чем скромны, если применять критерии типа "искусство", "интуиция", "мнения" и т. п. В общем, трудно не специалисту! А как же быть? Постараться применить моделирование.

Модельными компонентами теории игр являются игроки, цели игроков, доступная игрокам информация для принятия решений и правила реализации игроками собственных стратегий (осуществления ходов в игре).

В зависимости от того, как конкретно сочетаются перечисленные элементы игр, их относят к тому или иному классу.

В качестве классификационных признаков, характеризующих

ту или иную игру, обычно используют :

• количество субъектов (игроков), интересы которых затрагиваются при проведении операции и которые могут влиять на ее результаты, а также возможность создания коалиций игроков;

• тип отношений между игроками, возникающих при стремлении игроков обеспечить наивыгоднейшее положение в игре для себя;

• возможность обмена информацией между игроками в целях сообщения своих возможных стратегий и оценочных функций;

• возможность образования коалиций игроков;

• типы множеств стратегий игроков;

• типы шкал для описания функций выигрышей игроков;

• возможность провести лишь небольшое количество (в частности — только одну) или достаточно много партий игры.

Например, по количеству игроков выделяют парные и множественные игры (игры N лиц); по типу отношений между игроками — игры со строгим соперничеством, нестрогим соперничеством или содействием друг другу; по возможности обмена информацией между игроками — кооперативные и некооперативные; по возможности образования коалиций игроков — коалиционные и бескоалиционные и др. Что касается типов шкал для описания функций выигрышей игроков, то различают игры с предпочтениями (шкалы качественные) и игры с полезностями (шкалы количественные).

Изучить все типы игр одинаково хорошо и сразу вряд ли удастся. Как всегда, следует сосредоточиться на чем-то и пожертвовать чем-то другим. При этом по-прежнему главным ключом разрешения этого познавательного затруднения следует выбрать уровень иерархии управления "нашего ЛПР" и перечень решаемых им задач.