Исламский мир

 

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и другие), страны, где утвердились демократические режимы (Турция, Египет и другие), государства с авторитарными формами правления (Ливия, Пакистан и другие). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие), получая большие прибыли от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время в государствах, не обладающих нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и другие), уровень жизни намного ниже.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения между суннитами и шиитами исламские страны имеют много общего. Прежде всего, это большое влияние религии на повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства. Значительное воздействие на взаимоотношения исламских стран во второй половине ХХ в. оказали арабо-израильские конфликты.

В ходе войны 1947—1949 гг. Израиль оккупировал палестинские земли, на которых ООН планировало создать арабское государство. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины, боровшаяся за независимость арабского народа, бессменным руководителем которой в 1969—2004гг. был Ясир Арафат. В 1994 г. после трудных палестино-израильских переговоров на части земель, оккупированных Израилем, была создана Палестинская автономия. Однако вопрос о ее окончательном статусе до сих пор не решен.

Требования палестинцев о возвращении родных земель поддерживал весь мусульманский мир. Солидарность с арабским народом Палестины стала основой консолидации исламских стран. Даже те из них, которые считались союзниками США (Саудовская Аравия и Пакистан), весьма прохладно относились к Израилю. В 1972 г. 26 государств Северной Африки и Азии создали Организацию «Исламская конференция» (ОИК).
Огромное влияние на мусульманские страны оказала исламская революция 1979 г. в Иране.

Ее причиной стал провал политики модернизации, проводившейся монархическим, шахским режимом при поддержке США. В 1960—1970-е гг. по темпам экономического роста (13—14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры современной индустрии, внедрялась европейская система светского образования, женщины были уравнены в правах с мужчинами. В деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства. Реформы ломали традиционный, привычный уклад жизни многих людей. Несмотря на рост благосостояния части населения (знать, предприниматели, городской средний слой) усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. В 1979 г. массовые протесты под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватили всю страну. Шах бежал за границу, власть перешла к правительству, в котором решающую роль играли представители духовенства. Иран был провозглашен Исламской республикой. Ее главой стал аятолла Хомейни — духовный лидер мусульман страны.

Основой политики Ирана стал фундаментализм строжайшее соблюдение религиозных норм (законов шариата). Во многих странах возникли или усилились фундаменталистские группировки, многие из которых прибегают к террору для достижения своих целей. Они не скрывают, что стремятся к установлению Всемирного исламского халифата, а главным противником считают США и другие развитые страны Севера, а также Израиль.

Влияние ислама сильно и в странах, которые идут по пути модернизации, таких, как богатые нефтью Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Однако даже их правительства не решаются затрагивать образ жизни и традиции относительно малочисленного коренного населения. В бурно развивающейся нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, индусов, иранцев, филиппинцев, китайцев и других).

Власти большинства стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки учитывают опыт революции в Иране. Модернизируя экономику они стремятся избегать конфликтов с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения со странами Запада, правительства которых негативно относятся к исламскому фундаментализму.