ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

(XV-XVI вв.)

После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения заверша­ется с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521).

Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Васи­лий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV( 1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др.

В результате процесса объединения возникло самоназ­вание русского государства — царство. Иван III использо­вал это название и стал считать Московское царство «Тре­тьим Римом». Внутренняя политика Московского царства была направлена, прежде всего, на становление государ­ственного аппарата: в 1450 г. — введена должность казен­ного дъяка; в 1467 г. — должность подъячего; приблизи­тельно в 1492 г. появляется первое ведомство — Казенный двор; 1497 — принят Судебник Ивана III.

Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.

К концу XV в. определились границы Московского цар­ства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой грани­цы еще не было.


Возникла потребность в изучении латинского (ранее презираемого в Москве «папежского») языка «для пись­менных сношений» с Западной Европой. В 1469 г. были ус­тановлены первые дипломатические отношения с папским престолом: Иван III и папа Иннокентий VIII обменялись посланиями.

Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в.

Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:

1) историческое назначение образовавшегося Москов­
ского государства (Филофей);

2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во-
лоцкий, Нил Сорский);

3) государство как профессиональное управление на ос­
нове законов (Иван Пересветов);

4) тираноборчество (Андрей Курбский).

6.1. Политическое учение Филофея

Филофей(XVI в.) — русский православный монах, ав­тор теории «Москва -Третий Рим».

Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии при­знания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константи­нополя (падение Византийской империи).

Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монас­тыря (старец Елеазарова монастыря).

Логическое основание политического учения: религи­озный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Фило­фея — это история возникновения, развития и упадка ми­ровых царств в соответствии с Божьей волей.

Основные работы: послания великому князю Василию III, царю Ивану IV Грозному и др. в этих посланиях Фило­фей «Божьей милостью сильным пишет правду».

Содержание политического учения. Филофей — автор концепции «Москва — Третий Рим». Он рассматривал ис-



Глава 6. Политико-правовая мысль...


6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого... 97


 


торию человечества как смену одного мирового царства другим.

Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси.

В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.

Второе мировое царство, пришедшее на смену перво­му, — Византийская империя. Это царство, как считал Фи­лофей, погибло по причине заключения Флорентийской унии. Византию наказал Бог. Третье мировое царство, ко­торое пришло на смену второму, — Московское царство, ставшее в этот момент времени единственным православ­ным государством. Этому государству стоять до скончания мира, так как оно избрано божественным Провидением для защиты православной религии: «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».

Сущность государственной власти, по Филофею, заклю­чается в том, что государственная власть установлена Бо­гом: «сердце царево в руке Божьей»; царь — это наместник Бога на земле и его слуга.

Соотношение церкви и государства. Церковь — это одно из государственных ведомств: царь назначает епископов, ведет борьбу с ересями. Объем власти церкви существенно ограничен: духовные владыки имеют лишь право «гово­рить правду» царям.

Легитимация повиновения подданных государю. Поддан­ные обязаны повиноваться царю как наместнику Бога на земле. Если при этом они будут напрасно наказаны царем, то могут лишь выразить свою печаль «горьким стенанием».

Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит ре­лигиозный характер. Одним из первых русских мыслите­лей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он дока­зывал, что волей Бога Московскому государству предоп­ределена историческая роль: оно должно стать центром раз­личных царств православного Востока, а московский царь


призван Богом защищать православные традиции. Концеп­ция Филофея «Москва — Третий Рим» получила широкую известность в XVI в. и перешла в XVII в. Тем не менее по­зднее появились другие концепции происхождения русско­го государства. По словам историка А.С. Лаппо-Данилевско­го, это были уже учения «о более самостоятельном значении православного московского царства, развитого в известных сказаниях о том, что Русь приняла православие от апостола Андрея, а не из Византии, что московские государи сами происходят от царского корня, а именно от Пруса, брата римского кесаря Августа и т.д.; эти политические фикции были также использованы царем Иваном Грозным и пере­шли в некоторые официальные акты позднейшего времени».

6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секу­ляризации монастырских земель стала особенно актуаль­ной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель.

Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не при­шел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.

В XV-XVI вв. в ходе обсуждения секуляризации мона­стырских земель сформировалось два течения политичес­кой мысли: «нестяжатели» (Нил Сорский), «стяжатели» (Иосиф Волоцкий).

СорскийНил (1433(5)—1508) — православный монах, идеолог «нестяжательства».

Биография. Родился в боярской семье Майковых, стал монахом, странствовал по Востоку, посещая места, связан­ные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь — сообщество монахов, живущих в отдельных ке­льях, устроенных в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия речки Сорка.

Логическое основание политического учения: христи­анская религия.


4 М.Н.Марченко


98_________ Глава 6. Политико-правовая мысль...

Основные работы: «Предания ученикам»; устные выс­тупления на церковных Соборах.

Содержание политического учения «нестяжате­лей». Придерживаясь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со сребролюбием, которое породило в обществе гибельный порок — «стяжание». Поэтому деятельность церкви долж­на быть ограничена духовной сферой и ориентирована на оказание помощи человеку в преодолении страстей. Нил Сорский — сторонник секуляризации земель.

Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие.

Волоцкии Иосиф(1440-1515) — православный монах, идеолог «стяжательства».