ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.

Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом защиты православия и на­циональной независимости. 1613 г. — начало правления но­вой династии — Романовых. Избрание на престол Михаила Романова Земским собором — эволюция государственного строя России от сословно-представительной монархии к аб­солютизму; 1645-1676 гг. — правление Алексея Михайлови­ча, затем — Федора Алексеевича (1676-1682) — при нем в 1682 г. будет официально отменено местничество.

В середине XVII в. произошел раскол русской право­славной церкви. Он был связан с реформой церковных об­рядов и исправлением богослужебных книг, проведенной патриархом Никоном в соответствии с обрядами и книгами греческой церкви того времени. Появилось старообрядни-чество.

Стремление сблизить русскую церковь с другими пра­вославными церквями было обусловлено рядом причин:

• процессом государственного объединения России и
Украины, уже принявшей новогреческие обряды;

• реакцией на экспансию римско-католической церкви;

• стремлением царя Алексея Михайловича согласно
концепции «Москва — Третий Рим» стать царем всех пра­
вославных христиан.

Формы политико-правовой мысли: правовой фольклор («Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче, или Список с судного дела слово в слово, как был суд у Леща с Ершом»); официальная идеология (грамота об утвер­ждении избрания «на Московское государство Михаила