ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.

В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали подвергать суду разума и справедливости истины, доставшиеся им в наследство от прошлого. Абсолютная монархия, религиоз­ный фанатизм рассматриваются уже как анахронизмы ис­тории. Наступил век Просвещения.

Франция до Великой революции представляла собой сословное общество: на 25 млн человек 400 тыс. приходи­лось на дворянство, 130 тыс. — на духовенство, остальные составляли так называемое третье сословие. Первые два сословия были привилегированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.

В это время во Франции формируются два течения по­литико-правовой мысли:

просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал —
царство разума (установление буржуазного правопорядка),
который позволил бы обеспечить свободу индивидам бла­
годаря законам, которые должны быть всеобщими. Праву
сословному как сословной привилегии на смену должно
было прийти формальное равенство всех перед законом.
Французские просветители критиковали абсолютную мо­
нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо­
нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо
демократическую республику (Руссо);

• представители коммунистической политико-правовой
мысли
(Мелье, Морелли и Бабёф). Для них идеалом был
коммунизм — строй, который соответствует «природе че­
ловека» и основан на принципах всеобщей обязательности
труда и общественной собственности.