ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использования рабского труда негров, борь­бы колонистов за независимость от британской метропо­лии, становления самостоятельного государства — нынеш­них США.

Первые колонии на атлантическом побережье Северной Америки появились в начале XVII в. Это были преимуще­ственно английские колонии. Великобритания спустя не­многим более столетия после появления первых колоний постепенно вытеснила из данного региона другие европей­ские государства и фактически стала единственной полнов­ластной колониальной державой на огромной территории.

Непрерывная борьба с местным населением, полная экономическая, финансовая зависимость первых колоний от метрополии вызывали необходимость поддержания тес­ной связи между ними и сохранения политической лояль­ности к метрополии. В связи с этим при достаточно разви­той в североамериканских колониях уже в этот период системе местного самоуправления органы их законодатель­ной, исполнительной и судебной власти формировались исключительно под влиянием соответствующих властей метрополии. Принимавшиеся в колониях законы и другие правовые акты не должны были противоречить правовым актам метрополии.

Однако ко второй половине XVIII в. по мере развития самодостаточной экономики в североамериканских штатах


11.1. X umuu »».— _

11 укрепления политических, социальных и юридических институтов ситуация в Новом свете начала радикально из­меняться.

С самого начала колонизации Нового света, как верно подмечается исследователями, «усиление колоний не вхо­дило в планы Англии. Лондон рассматривал их исключи­тельно как источник доходов, как объект колониальной эк­сплуатации». В силу этого на протяжении почти всего XVIII в. между метрополией и колониями все больше обо­стрялись противоречия. Причиной их стали расхождения по аграрному вопросу, налогообложению и многим другим значимым в экономическом, социально-политическом и иных отношениях вопросам. Одновременно усиливались противоречия и внутри самих колоний между финансовой и торгово-промышленной буржуазией Севера и плантато­рами Юга, выступавшими за сохранение рабства, между состоятельными в экономическом отношении слоями об­щества и рабочими, мелкими фермерами и др.

Все это привело к войне за независимость североамери­канских колоний от метрополии (1775-1783). Эта война носила революционный характер. Как отмечал К. Маркс, она «прозвучала набатным колоколом для европейской

буржуазии».

Политико-правовую и идеологическую основу борьбы северо-американских колоний против английской метропо­лии составляли передовые для того периода положения ес­тественно-правовой теории в трактовке Вольтера, Гоббса, Монтескье, Руссо и других европейских просветителей. Среди наиболее видных представителей политической и правовой идеологии США в то время выделялись Т. Пейн, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон и А. Гамильтон. Будучи ак­тивными участниками освободительного движения и его идеологами, они тем не менее принадлежали к разным поли­тическим и идеологическим течениям. Т. Пейн и Т. Джеф­ферсон выражали интересы преимущественно мелких соб­ственников, а Дж. Мэдисон и А. Гамильтон в основном отстаивали интересы крупной буржуазии и плантаторов.

11.1. Томас Пейн о государстве и праве

Пейн Томас(1737-1809) — основоположник радикаль­ного демократического направления политической идеоло­гии в США.


174____Глава 11. Политико-правовые учения в США—______________

Биография. Англичанин по происхождению. Родился в семье бедного ремесленника. С тринадцати лет начал рабо­тать в мастерской отца. В последующем служил акцизным чиновником. В 1772 г. от имени акцизных чиновников об­ращался к парламенту с требованием повышения заработ­ной платы. Был уволен и оказался в трудном материальном положении. Эмигрировал в Северную Америку в 1774 г., имея рекомендательное письмо Б. Франклина. Принимал активное участие в американской революции (1776). Затем вновь вернулся в Англию, где добился реализации своего оригинального проекта железного моста. До 1802 г. Пейна в Европе удерживапи политические события. В это время он посещал Францию, встречаясь с революционными деятеля-, ми (1790). Был депутатом французского Конвента (1792).

С 1802 г. Пейн снова в Америке. Последние годы своей жизни провел в бедности. Через несколько лет после смер­ти его тело было перевезено в Англию.

Современники: Томас Джефферсон, Александр Гамиль­тон, Джон Мэдисон в США; Эдмонд Бёрк в Англии; Жо-зеф де-Местр во Франции.

Логическое основание политико-правового учения. Т. Пейн придерживался теории естественного права.

Основные работы: «Серьезная мысль» (1775); «Здра­вый смысл» (1776); «Права человека» (1791-1792); «Век разума» (1794).

Содержание политико-правового учения. Концепция писаной конституции. В современной Т. Пейну Англии не было писаной конституции. Полагая, что конституция лю­бого государства должна иметь исключительно «видимую форму», Пейн разработал концепцию писаной конститу­ции. Только в этом случае можно обосновать существова­ние государственной власти: «Конституция есть вещь, предшествующая государственной власти; государствен­ная власть — это всего лишь детище конституции. Консти­туция какой-либо страны есть акт не государственной вла­сти, а создающего ее народа».

Пейн придавал огромное значение писаным статьям конституции, в которых должны быть четко определены компетенция законодательной, исполнительной и судеб­ной властей в государстве и принципы функционирования этих властей. Писаная конституция, считал Пейн, должна содержать все, что «касается полной организации граждан­ского управления и принципов, которые лягут в основу ее действий и коими она будет связана».


 

11.1.Томас Пейн о государстве и праве

В споре с Эдмундом Бёрком, который отстаивал ценно­сти существующей английской политической системы, он предложил показать «английскую конституцию», полагая, что если Бёрк этого сделать не может, то «у нас есть все ос­нования заключить, что, хотя о ней очень много говорится, на поверку никакой конституции нет и не было и, следова­тельно, народу еще предстоит ее выработать».

Жозеф де Местр высмеивал Пейна за то, что тот при­знает только конституции, «которые можно носить в кар­мане».

Классификация прав человека. Т. Пейн делил все права

человека на два вида:

1) естественные;

2) гражданские.

Под естественными правами он понимал те права, кото­рые принадлежат людям «по праву существования в есте­ственном состоянии». К ним Пейн относил:

S «право личности добиваться своего благоденствия и счастья» (Томас Джефферсон под влиянием Пейна вклю­чит это «право на счастье» в текст будущей Декларации независимости США в 1776 г.);

S свободу совести и свободу слова;

^ право собственности.

В качестве доказательства реальности этих прав челове­ка, Пейн ссылался на конкретный историко-антропологи-ческий факт: естественные права были у североамерикан­ских индейцев.

Под гражданскими правами Пейн понимал права, кото­рыми человек обладает как член общества. Это те права, которые люди передали в «общий фонд», не будучи в со­стоянии защитить их собственной властью.

К числу гражданских прав Пейн относил:

S право собственности;

^ право на защиту.

Естественные и гражданские права человека у Пейна тесно связаны между собой: «В основу каждого граждан­ского права положено право естественное, существующее в индивиде, однако воспользоваться этим правом не всегда в его личных силах».

В отличие от Бёрка, который сводил все естественные права к правам гражданским, Пейн признавал самостоя­тельное существование естественных прав наряду с граж­данскими.


176____ Глава 11. Политико-правовые учения в США...__________

Концепция равенства прав человека и прав поколений лю­дей. Наряду с индивидуальными правами человека, Пейн выделял коллективные права — права целых поколений. Общим для этих прав он считал принцип равенства: «Про­свещенный и божественный принцип равенства прав чело­века (ибо своим происхождением он обязан творцу) прило­жим не только к живущим ныне, но и к сменяющим друг друга людским поколениям. Каждое поколение равно в правах с предшествовавшими ему, подобно тому, как каж­дый человек родится равным своим современникам».

О равенстве прав человека и равенстве прав поколений Пейн рассуждал в работе «Права человека» (1791-1792). Идея равенства прав человека утвердилась в сознании Пейна в результате осмысления им опыта Великой фран­цузской революции (1789). Следует -заметить, что во Франции к тому времени уже была принята Декларация прав человека и гражданина, и первая статья этой Деклара­ции гласила: «Все люди рождаются и остаются свободны­ми и равными в правах».

Принцип равенства прав поколений, выработанный Пейном, позволил ему найти оригинальное решение слож­ной и актуальной по сей день проблемы — устойчивости (валидности) законодательства: «Не требуется долгих раз­мышлений, чтобы понять, что, хотя нередко законы, издан­ные при одном поколении, остаются в силе на протяжении последующих поколений, основанием для этого является согласие живых. Неотмененный закон остается в силе не потому, что он не может быть отменен, но потому, что он не отменен: неотмена считается за согласие... Поскольку го­сударство существует для живых, а не для мертвых, только живые имеют в нем какие бы то ни было права».

Классификация права. Пейн — представитель англосак­сонской правовой культуры, поэтому для него было вполне логичным различение права прецедентного и права законо­дательного: «Необходимо различать между правом юрис­тов (Lawyer's law) и законодательным правом (legislative law). Законодательное право — это право страны, вводимое нашими собственными законодателями, избранными наро­дом для этой цели. Право юристов — это масса мнений и решений, многие из которых противоречат друг другу, ко­торые суды и юристы вынесли сами и составленные глав­ным образом из судебных решений, взятых из английских


 

11.1. Томас Пейн о государстве и праве

юридических сборников. Дело любого человека должно ре­шаться на основе законов его собственной страны».

Пейн не просто различал эти два вида права, но и кри­тически противопоставлял одно право другому, отдавая предпочтение праву законодательному: «Каждое дело дол­жно разрешаться по своему собственному содержанию, без того фарса, который называется прецедентами, или сбор­никами судебных решений, поскольку, во-первых, часто случается, что решение, представленное как прецедент, плохое, и его нужно избегать, а не имитировать, и, во-вто­рых, нет двух совершенно похожих дел во всех обстоятель­ствах и, следовательно, одно не может служить нормой для решения другого».

Теория происхождения государства. Т. Пейн был сто­ронником договорной теории происхождения государства. Для него общественный договор был единственно возмож­ным способом образования государства. Из этой теории следовало, что народ, создав государство, продолжает со­хранять за собой суверенитет. Признание суверенитета предполагает одновременно и признание за народом права на восстание. Исходя из идеи народного суверенитета, Пейн обосновал возможность и необходимость отделения английских колоний в Америке от метрополии; образова­ния независимого государства. Он предложил название го­сударства, которое должны образовать колонисты — Со­единенные Штаты Америки.

Классификация форм государственного правления. Т. Пейн предложил различать «старые» и «новые» формы государ­ственного правления, в зависимости от того, действует в госу­дарстве институт наследования или выборности власти. К «старым» формам государственного правления он причис­лял монархии, а к «новым» — республики. Все «старые» фор­мы правления, к которым Пейн относил английскую и фран­цузскую монархии, он оценивал негативно: «Наследственная власть не имеет права на существование».

Наследование власти одной семьей, полагал Пейн, не­угодно природе, иначе бы она не преподносила столь часто в качестве правителя «осла вместо льва». ■ В лице английского короля Пейн видел «остатки монар­хической тирании», а в лице английских пэров — «остатки аристократической тирании»: «Оба названных учрежде­ния, будучи наследственными, не зависят от народа; поэто­му в конституционном смысле они ничем не способствуют свободе государства».


           
   
 
 
   
 


конституции

aHrJfflFUCKHX КОлОний в Аме- ^^SSW «Здравый смьхсл» (январь 1776г ), который сделал его знаменитым. Идем Пейна оказии влияте:^ Декларации ^Г ёш1ФпрРи написании Декларации Д*еф-

Глава 11. Политико-правовые учения в США...

«Новой» и, безусловно, лучшей формой государствен­ного правления Пейн называл республику — «правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных».

Т. Пейн полагал, что законодательным органом, отвеча­ющим интересам общества при республиканской форме правления, должно быть народное представительство. Чле­нов этого законодательного органа следует избирать на основе всеобщего (без каких-либо цензов) избирательно­го права. Только такое избирательное право, по мнению Пейна, соответствует принципу естественного равенства людей, только такое избирательное право — истинная и единственно верная основа представительного правления: «Каждый человек имеет право на один голос и не более в выборе представителей. Богатый имеет не больше права лишить бедного права голосовать, избирать и быть избран­ным, чем бедный богатого; и когда бы это ни предпринима­лось или предлагалось с любой стороны, это вопрос силы, а не права».

Отрицательное отношение Пейна к институту наследо­вания власти в государстве отразилось на его представле­нии о том, каким должен быть высший законодательный орган в государстве. Пейн выступал за однопалатный пар­ламент («чистая демократия»). Именно такой законода­тельный орган и был создан в штате Пенсильвания.

Критика Конституции США 1787 г. Разработчики Кон­ституции США разошлись с Пейном во взглядах на буду­щее по многим политическим и правовым вопросам. Пейн критически воспринял статьи американской конституции о двухпалатном законодательном органе, цензовом избира­тельном праве и др.

Арбитраж, третейские суды и адвокатура как инсти­туты гражданского общества. Т. Пейн предложил свое обоснование значимости арбитража в торговых делах для эффективного функционирования гражданского общества: «Арбитраж более важен для общества, чем суды, и должен иметь первенство перед ними во всех случаях имуществен­ных споров между индивидами и их представителями. Кто лучше купцов подготовлен для разрешения споров между купцами... Принцип и норма арбитража должны быть уста­новлены конституционно».

Большое значение Пейн придавал третейским судам, наиболее приближенным к потребностям гражданского


адвокатуры при разбирате**-

инсштута гражданского общества.

* * *

Томас Пейн первым развенчал авторитет неписаной ан-

E^2£S% ^ ко-

вавших всеобщего избирательного права и ежегодных вы-

бТЗ—е Движение против колониального гос­подства в Латинской Америке.

11.2. Политические и правовые взгляды Томаса Джефферсона

„ой

й ассамблеи штата Вирджиния. Резко выступал за само-


._......... „ ..r»uvii<ic .учении в t/ША...

стоятельность от метрополии. В 1775 г. избирался делегатом первого, а затем и второго Континентального конгресса. Вместе с другими делегатами в 1776 г. подготовил проект Декларации независимости — наиболее важного документа периода борьбы колоний за независимость от метрополии, который был принят конгрессом 4 июля 1776 г. Этот день считается Днем независимости США.

В первом правительстве США, образованном после об­ретения независимости, Джефферсон занимал пост госу­дарственного секретаря, затем в течение ряда лет был по­слом США во Франции. В течение 1780-1781 гг. занимал пост губернатора штата Вирджиния.

В 1800 и 1804 гг. Т. Джефферсон избирался президен­том США. В последние годы жизни он много сил и време­ни уделял созданию в родном штате университета. Умер в 1826 г. в своем родовом поместье в штате Вирджиния.

Логическое основание политике -правового учения. Джефферсон воспринял идеи, составляющие содержание естественно-правовой теории в их наиболее радикальной и демократической трактовке.

Основные работы: «Декларация независимости» (1776); «Заметки о штате Вирджиния» (1785).

Содержание политико-правового учения. С позиций теории естественного права в ее радикально-демократичес­кой трактовке Т. Джефферсон рассматривал идеи Ж.-Ж. Рус­со об общественном договоре как политико-правовую ос­нову организации жизни общества, позволяющую всем его членам участвовать в формировании и деятельности госу­дарственного механизма. С этих же позиций он отстаивал идею народного суверенитета, неотчуждаемости естествен­ных прав человека, равноправия граждан во всех сферах жизни общества, в том числе в создании государственной власти и осуществлении контроля за ее деятельностью. Од­новременно он отстаивал право народа на восстание, рево­люцию и смену правительства, которое попирает его права. Эти политические и правовые взгляды Т. Джефферсона наиболее ярко проявились в Декларации независимости, одним из авторов которой он был. «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной» для обеспечения прав и свобод граждан, — говорилось в Декла­рации независимости, — народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное