Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчуждение индивида от общества, асоциальное поведение. Развитие статистики и экспериментальной психологии в конце XIX — начале XX в. способствовали развитию эмпирических исследований, в том числе и в социологии.
Биография. Э. Дюркгейм происходил из семьи потомственных раввинов, но не согласился продолжить традицию, выбрав для себя научное поприще. С 1879 по 1882 г. обучался в Высшей нормальной школе в Париже. Профессиональная деятельность Дюркгейма была связана с преподаванием, сначала — философии в провинциальных лицеях, а затем — социальной науки и педагогики в Бордоском университете и в Сорбонне. Многие лекционные курсы легли в основу его научных произведений.
Логическое основание политика-правового учения. Использование социологического подхода к пониманию правовых явлений. Дюркгейм сформулировал общесоциологический постулат, согласно которому «социальные факты должны рассматриваться как вещи», извне, — с использованием наблюдений и экспериментов. Испытал на себе влияние теории солидарности О. Конта. В своих социологических исследованиях Дюркгейм развил теорию морали И. Канта, выводя мораль не из практического разума индивидов, а из условий жизни самого общества.
Основные работы: «Оразделении общественного труда» (1893); «Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Содержание политико-правового учения. Право как отражение социальной солидарности. В работах Дюркгейма большое место отводится праву. Тем не менее изучение права не являлось самоцелью, оно было лишь способом объяснить извне социальную солидарность. Право, по мнению Дюркгейма, представляет собой наиболее устойчивую форму организации общества.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривает социальную солидарность как основу любого общества и приходит к выводу, что внешним, к тому же вполне наблюдаемым фактом этой солидарности является право. Таким образом, право для Дюркгейма есть отражение социальной солидарности, ее «видимый символ»: «Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и