Реалистическая школа права в США

юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты применения законодатель­ства в суде.

Представителям школы правового реализма присуще скептическое отношение к «нормам на бумаге». Право для них состоит не из правил (закон и прецедент — это всегда правила), а представляет собой деятельность лиц по разре­шению конфликтов, а также решения судей и других адми­нистраторов по конкретным делам.

Логическое основание политико-правового учения. «Реалистов» интересует бихевиористский (поведенчес­кий) подход к праву, поэтому они переносят центр право­вых исследований на изучение поведения судей и других должностных лиц административного аппарата. Согласно теории бихевиоризма поведение человека есть совокуп­ность реакций организма на раздражители внешней среды. «Реалисты» рассуждают по аналогии: если медицина — это деятельность врача, который лечит больного, то право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматри­ваться как деятельность лиц, которая направлена на разре­шение конфликтов.

Различают два варианта правового реализма:

1) умеренный (Карл Ллевелин);

2) крайний (Джером Фрэнк).

Ллевелин Карл Никерсон(1893-1962)— американ­ский правовед, испытал на себе влияние идей Роско Паун­да. Был руководителем проекта по созданию Единообраз­ного торгового кодекса США. автор работ по социологии права, й также по организации адвокатуры и профессио­нальной ответственности адвокатов.

Основные работы: «Немного реализма о реализме» (1931); «Право и социальные науки» (1949).

Содержание политико-правового учения. К. Ллевел-лин признает наличие норм права («бумажных норм», со­держащихся в законах и прецедентах), но считает, что суд может принимать их во внимание или игнорировать. Уве­ренности норма права не дает.

■< Ллевеллин выражал «скепсис по отношению к нормам». Он сводил понимание права к правоприменительной дея­тельности и ее результатам: «Действие, относящееся к сфе­ре споров, являются сферой права. И люди, которые осу-


16*


468Глава 25.Политические и правовые учения на Западе...

ществляют это действие, например судьи, шерифы, клер­ки, тюремщики или адвокаты, являются официальными выразителями права. То, что эти официальные лица ре­шают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право».

Фрэнк Джером(1889-1957) — американский юрист, с 1940 г. был судьей Апелляционного суда США второго ок­руга.

Основная работа: «Право и современное сознание» (1930).

Содержание политике-правового учения. Свою кон­цепцию характеризовал как «конструктивный скепти­цизм». Для Фрэнка характерен «скепсис по отношению к фактам», которые будет учитывать судья при рассмотре­нии дела: «Доказательствами служат устные и противоре­чивые показания, что и происходит в большинстве судеб­ных процессов». Фрэнк здесь имеет в виду показания свидетелей. Свидетели, как и все люди, склонны заблуж­даться: «Часто ошибаются в отношении того, что они виде­ли и слышали, либо в своих воспоминаниях об увиденном, либо в пересказе своих воспоминаний на суде».

Судьи, как и присяжные, могут иметь предвзятые мне^ ния, зачастую бессознательные, неизвестные им самим. Эти предвзятые мнения могут быть в отношении адвоката или одной из сторон процесса. Они могут носить характер расового или религиозного неприятия.

У присяжных и судей могут быть бессознательные сим­патии и антипатии по отношению к женщинам (незамуж­ним, рыжим или брюнеткам); мужчинам с низким голосом; тем, кто в очках с толстыми стеклами, тем, у кого нервный тик. Судья решает конкретное дело на основе не правовых норм или других логических доводов, а руководствуясь ин­туицией, чувством симпатии или антипатии, иррациональ­ными импульсами, т.е. факторами «глубинной психоло­гии».

Ссылка на норму — это лишь дань мифологическим пере­житкам о праве как стабильной нормативной системе, и дела­ется она уже после того, как решение фактически созрело в сознании судьи. В связи с этим право может варьироваться в зависимости от личности судьи, которому выпал случай ре­шать дело; всегда носит оттенок неопределенности.

Идеал Фрэнка — «совершенно взрослый юрист», кото­рый не нуждается в авторитете и культивирует конструк-


_____ 25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 469

тивное сомнение, помогающее ему развивать право в соот­ветствии с требованиями развивающейся цивилизации.

Фрэнк различает:

■S действительное право, под которым понимается со­стоявшееся судебное решение;

•S вероятное право, т.е. предполагаемое судебное реше­ние.

«Реалисты» показали, что судебный процесс часто явля­ется субъективным и непредсказуемым и подчеркнули ог­раниченность правовых норм в качестве средств, однознач­ным образом определяющих судебное решение.

25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена

Маритен Жак(1882-1973) — французский религиоз­ный философ, представитель неотомистской теории права.

Эпоха. Первая и Вторая мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН, Всеобщей декларации прав человека и др.). все это обусловило обращение католического филосо­фа Маритена к проблеме прав человека.

Биография. Ж. Маритен родился в протестантской се­мье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В уни­верситетские годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическую веру. Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании.

Многие годы Маритен посвятил преподавательской и по­литической деятельности: читал лекции не только во Фран­ции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. — про­фессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет — посол Франции в Ватика­не. В 1948-1960 гг. — вновь в Принстонском университете. Основные работы: «Первенство духовного» (1927); «Интегральный гуманизм» (1934); «Права человека и есте-


470Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

ственный закон» (1942); «Христианство и демократия» (1943); «Принципы гуманистической политики» (1944); «Человек и общее благо» (1947); «Человек и государство» (1951); «Философия морали» (1960).

Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские уче­ния XX в. (экзистенциализм и др.).

Вслед за Фомой Аквинским, Маритен считал, что есте­ственное право восходит к вечному Божественному закону (lex aeterna), который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому под­чинено все то, что не божественно, и согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие Божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному Закону».

Содержание политико-правового учения. Понятие ес­тественного права и проблемы его познания. Маритен по­ставил перед собой цель вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

Маритен дистанцируется от понимания естественного права школами:

юридического позитивизма. Для представителей шко­
лы юридического позитивизма (Джон Остин и др.) есте­
ственное право представляется лишь метафорой;

рационалистического естественного права. Для пред­
ставителей школы рационалистического естественного
права (начиная с Гуго Гроция) естественное право — это
реальность, открытая для своего понимания человеческим
разумом.

Маритен рассматривает естественное право с онтологи­ческой и гносеологической точек зрения.

С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловле­ны одинаковой человеческой природой и совместимы с ней. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделенное разумом»; он «имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех».

Естественное право обеспечивает нормальное функцио­нирование человеческого рода. Все многообразие правил


_____ 25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 471

естественного права соответствует всем моральным зако­нам (не только исходным и основополагающим, но и мало­значительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осознают в отдаленном будущем).

Маритен вносит элементы неопределенности и дина­мичности в понимание естественного права, поскольку не­возможно дать всеобъемлющую характеристику сущности человека: «Ангел, который своим ангельским способом по­знал бы человеческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное пра­во в его бесконечности и протяженности. Мы не знаем».

Такого рода подход к пониманию сущности человека и ес­тественного права, соответствует философии экзистенциа­лизма.

Естественное право с гносеологической точки зрения представляется Маритену познаваемым, хотя оно не явля­ется правом писаным.

Традиция понимать естественный закон как неписаный закон восходит, согласно Маритену, к античности, а имен­но, к героине трагедии Софокла — Антигоне, которая похо­ронила своего брата вопреки приказу царя Креонта: «Анти­гона, которая осознавала, что, преступая человеческий закон и неся за это кару, она подчиняется высшему повеле­нию, неписаным и непреложным законам, является вечной героиней естественного права, поскольку, как она говорит, этот неписаный закон не был создан доброй волей вчераш­него или сегодняшнего дня».

Существование неписаного естественного закона при­знавали также греческие философы, римские стоики и Ци­церон, апостол Павел, Августин, Фома Аквинский, Гроций и др.

«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе за­конное делают, то не имея закона, они сами себе закон» (По­слание Святого Павла к Римлянам).

В этом ряду мыслителей Маритен особо выделяет Фому Аквинского, признавая тот факт, что «он один постиг суть дела в целостном и последовательном учении, которое, к сожалению, было сформулировано посредством недоста­точно четких терминов».

Неписаная форма естественного закона существенно ус­ложняет его познание. Маритен считает невозможным ап­риорно и во всех аспектах определить «нормы человечес-


472 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

кого поведения посредством декретов, которые, как счита­лось предписаны Природой и Разумом, но в действитель­ности сформулированы лроизвольно и искусственно». Та­кой подход, связанный с искусственной систематизацией и рационалистической переработкой естественного права, восходит к Гуго Гроцию, ко времени пришествия «матема­тического мышления».

Действительно, правила естественного права, сформули­рованные Гроцием, представляются математическими акси­омами: воздержись от присвоения чужого имущества, верни незаконно удерживаемую вещь и т.п.

Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...человеческий разум не от­крывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геомет­рических теорем. Более того, он не открывает их посред­ством логического вывода, т.е. путем рационального позна­ния».

Понимание естественного права на уровне самоочевид­ного принципа — «это знание о том, что мы должны де­лать добро и избегать зла». Но это лишь основной прин­цип естественного права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, кото­рые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей возможна любая ошибка и любое искажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и беско­нечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некоторых народов инцест и воровство считались добродетельными поступками. Паскаля это шокировало. Все это не доказы­вает ничего противоречащего естественному праву, — не более чем ошибка в сложении доказывает что-либо проти­воречащее арифметике...».

Как же тогда познать естественное право, которое имеет лишь неписаную форму? Рационалистическая теория пра­ва предполагала, что естественное право открыто для разу­ма. Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право позна­ется через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права.


_____ 25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 473

Фома Аквинский полагал, что к «естественному закону от­носится все то, к чему человек имеет природную склон­ность».

Из этого следует, что естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность: «...Это неясное, не­систематическое, жизненное познание посредством сопри­частности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мелодии, которую создают в субъекте вибрирующие стру­ны вечных устремлений».

Конгениальность — совпадение по духу или по образу мыслей.

Для того чтобы познать естественное право, необходимо подключить моральное сознание добродетельного челове­ка, мистическое сознание созерцателя, поэтическое созна­ние художника.

Все эти виды сознания позволяют Маритену сформули­ровать динамические схемы естественного права:

• люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и
запрещений;

• лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем
убить какое-либо животное;

• «семейная группа должна подчиняться неким установ­
ленным образцам поведения»;

• сексуальные отношения должны быть подчинены оп­
ределенным ограничениям;

• «мы обязаны видеть Невидимое».

Эти динамические схемы естественного права истори­чески проявились и продолжают проявляться в разнооб­разных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов естественного права».

Маритен указывает на факт развития как самого есте­ственного права, так и нашего знания о нем в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определенное достижение (великое достижение, разумеется) XVIII сто­летия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека».


474 Глава 25. Политические иправовые учения на Западе...

В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъем­лющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право».

Итак, естественное право с точки зрения:

онтологической — это то, что требуется для нормально­
го человеческого существования;

гносеологической — это не концептуально познанное
естественное право, а лишь его динамические схемы, кото­
рые постигаются через ощущение сущностных склоннос­
тей бытия человека.

Теория прав человека. Маритен решает проблему прав человека также с опорой на теорию естественного права. Права человека вытекают из естественного права: «благо­даря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами».

По мнению Маритена, школа юридического позитивиз­ма «бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек, прав, первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые граж­данское общество должно не даровать человеку, но приз­навать и утверждать в качестве универсально ценных и ко­торые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгно­вение».

Проблема развития прав человека. «Старые» права со­противляются появлению «новых»: «В человеческой исто­рии ни одно "новое право" (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) реально не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых "старых прав". Так было с пра­вом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующими правами: правом на свободу договоров и правом частной собственности».

Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и считал, что она оставляет место как для «старых», так и для «новых» (социальных, экономи­ческих, культурных) прав.

Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы: права индивида; права гражда­нина; права трудящегося.


25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 475

Права индивида — это такие права человека, которые бе­зусловно соответствуют естественному закону, они абсо­лютно неотчуждаемы:

• право на жизнь;

• право на стремление к счастью;

• право на религиозную свободу.

Почему эти права абсолютно неотчуждаемы? Маритен так отвечает на этот вопрос: эти права основаны «на чело­веческой природе, которую, конечно же, ни один человек не может утратить».

Права гражданина — это такие права человека, которые вытекают из позитивного права:

• право объединения в политические партии;

• избирательное право: «Право голоса, данное каждому
из нас для выбора государственных чиновников, исходит
от позитивного права, определяющего тот путь, которым
естественное право народа на самоуправление должно реа­
лизоваться в демократическом обществе».

Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соот­ветствии их рекомендациям естественного закона, облада­ние этими правами естественно присуще людям:

• право на труд;

• право на объединение в профсоюзы;

• право на справедливую заработную плату; и др.

Философия прав человека, развитая французским фило­софом Ж. Маритеном, — один из значимых идейных источ­ников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разра­ботке которой он принимал непосредственное участие.

Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967) ссылался на работы Маритена.

Философия права и прав человека Маритена — возрож­дение теории естественного права в XX в.