Статья 208

Запрещение перехода сектантам в городское сословие, по мнению правительства, должно было способствовать сокраще­нию экономической базы сектантства, опиравшегося в основном на купеческие, а позже и на промышленные капиталы. Несмот­ря иа эту меру, старообрядчество и сектантство распространя­лись в купеческой и мещанской среде. «Ересь и раскол, совра­щение и отступление от веры — как будто привилегированные купеческие преступления, —■ писал известный исследователь си­бирской ссылки и каторги С. Максимов. — Процент сосланных за веру купцов значительно превосходит все другие сосло­вия»*' , т.е. большая часть сосланных купцов была осуждена за преступления против веры.

Данная статья в известной мере противоречит ст. 212, по ко­торой скопцы должны были ссылаться с лишением всех прав состояния только за принадлежность к своей секте. Очень про­сто это противоречие объясняет А. Лохвицкий: «Правитель­ство, после изменения взгляда на скопчество, определило ссы­лать в Сибирь скопцов, но только новых, а тех, которые во вре­мя терпимости их учения были обнаружены и оставлены на ме­стах жительства, естественно, нельзя было подвергать наказа­ниям. Таким образом, одни статьи Уложения имели в виду ста­рых скопцов, получивших особые паспорта, а другие — новых. Впрочем, постановление о ссылке новых скопцов в Восточную Сибирь никогда не исполнялось строго. Иначе как объяснить, что по официальным статистическим отчетам значится более 7 тыс. известных правительству скопцов, когда от прежних мог­ло остаться в живых не более нескольких десятков?»82.