Принципы методологии

В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркан­тилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отраже­нием нараставшей в стране на протяжении ряда десятилетий неудов­летворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на мер­кантилистскую политику Ж. Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как ос­нове свободного (рыночного) механизма хозяйствования на прин­ципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физичес­кие и моральные законы государства, охраняющие частную собст­венность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам со­бой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает об­ществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.

Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным зе­мельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, по­работить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов – естест­венного порядка, – необходимых для осуществления государствен­ного руководства.

Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последовате­лей, Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не провели методологи­ческой грани между чисто теоретическими и практическими (эконо­мико-политическими) суждениями. Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучает физические и мораль­ные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль.