Теория прибавочной стоимости

Теперь логично перейти к ключевой теории учения К. Маркса – теории прибавочной стоимости, речь о которой начинается в главе 4 тома 1 «Капитала». В ней (теории) доказывается, что хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, но именно этот товар явля­ется тем единственным и специфическим товаром, ценность кото­рого (в товарах, необходимых для рабочего и его семьи) не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принци­пом трудовой теории ценности (стоимости). Разгадка этого явления у К. Маркса достаточно проста, и суть ее примерно такова: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы – это в большей степени проблематика, как выразился Р. Арон, определяемая «состоянием нравов и коллективной психоло­гии, что признавал сам Маркс».

Поэтому вывод автора «Капитала» однозначен – источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» произ­водительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Причем меха­низм извлечения прибавочной стоимости в понимании К. Маркса – это данность, которая также проста и очевидна: в течение «необхо­димого времени», которое всегда меньше фактически отрабатывае­мого времени, рабочий отрабатывает своим «необходимым трудом» ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработ­ной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «при­бавочный труд», который и создает желанную капиталистами «при­бавочную стоимость». И поскольку налицо, таким образом, эксплу­атация, то в числе других предлагается и «формула», с помощью которой следует измерять уровень (а по Марксу, «норму») этой эксплуатации, а именно: «норма эксплуатации» – это результат от­ношения между размером прибавочной стоимости и размером соот­ветствующего оплате рабочей силы переменного капитала (ибо по­стоянный капитал, выраженный в машинах и сырье, может только переносить свою ценность на продукт, но не создавать дополнитель­но и стоимости).

Выше уже отмечалось, что К. Маркс различал понятия «норма прибавочной стоимости» (или по-другому – «норма эксплуатации») и «норма прибыли», причем последняя – это превращенная (внешняя) форма первой. Используя их, он демонстрирует прекрас­ное понимание «секретов» хозяйственного механизма рыночной эко­номики в условиях свободной конкуренции. Так, например, по «логике» теории прибавочной стоимости – чем продолжительнее рабочий день, тем большей может быть масса прибавочной стоимости и норма эксплуатации. Но К. Маркс считает, что нельзя признать лучшим и правильным способ увеличения прибавочной стоимости по­средством удлинения «прибавочного времени», которое, доставляя «абсолютную прибавочную стоимость» при прочих равных условиях, может вызвать дополнительные накладные расходы, снизить отда­чу каждого часа рабочего времени, не говоря уже о неизбежных про­тестах самих рабочих (хотя именно так, казалось бы, можно рассчи­тывать на прибыль, если признать, что ее создает затраченный труд, а не капитал). Более того, автор «Капитала» подверг уничижитель­ной критике «теорию последнего часа» Н. Сениора именно в связи с содержавшейся в ней идее и даже попытку числовых выкладок о том, что лишь в течение «последнего часа» рабочего дня якобы создается чистая прибыль капиталиста. По его твердому убеждению, несмотря на то что сокращение продолжительности необходимого времени (необходимого труда) за счет повышения производительности труда будет, доставляя «относительную прибавочную стоимость», одновременно и усиливать тенденцию нормы прибавочной стоимости к снижению, каждый капиталист, тем не менее, как бы интуитивно стремится к максимизации именно нормы прибыли, поскольку в ней, а не в прибавочной стоимости самой по себе, залог успеха в жесткой конкурентной борьбе (вспомним, что Марксова норма прибыли исчисляется по отношению прибавочной стоимости к совокупному капиталу, т. е. к сумме постоянного и переменного капитала).