Теория народонаселения

С. Сисмонди не принял и теорию народонаселения Т. Мальту­са, вновь демонстрируя свое несогласие с классиками. Последние искали причину «всех страданий трудящегося населения» во взаи­мосвязи темпов роста средств существования и его численности, а надо было принять во внимание, пишет С. Сисмонди, не чис­ленность, а доход. И тогда, было бы видно, утверждает С. Сисмон­ди, что этой причиной является «несоответствие между его (насе­лением) количеством и его доходом», потому что «есте­ственные границы населения» преступают не те, которые «хоть чем-нибудь владеют», а те, «у кого ничего нет».

Автор «Новых начал...» фактически возвращается к домальтусовской концепции народонаселения, высказывая следующие близкие ей положения:

- многочисленность населения представляет преимущество обще­ства, если каждый человек уверен, что он своим трудом может обеспечить «себе сносную жизнь»;

- материальное (имущественное) положение людей регулирует количество браков и рождаемости;

- необеспеченность рабочего доходом от своего труда ведет к росту преждевременных браков и рождаемости;

- восстановление цехов и уставов цеховых организаций обеспе­чит каждому рабочему «собственность на продукты его труда» и возможность рассчитывать на доход и надежду на создание семьи;

- «способность к труду» рабочего не является его гарантирован­ным источником дохода.

Конечный вывод С. Сисмонди сводится к тому, что, поскольку «наименьший доход... благоприятствует его (населения) непомерному росту», необходимо изменить ту самую «социальную организацию», которая порождает «перемежающийся спрос» и, «создав рабочих, обрекает их потом на страдание и смерть».