Особенности методологии

С точки зрения преемственности идей «классиков» А. Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возмож­ной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовали лишь как «частную» ситуацию, т. е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для со­зданной им «кембриджской школы», так и для большинства нео­классиков конца XIX – первой трети XX в.

Термин «Экономикс» А. Маршалл ввел в первой же главе книги I «Принципов экономикс», которая начинается со следующего оп­ределения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Есоnomics), занимается исследованием нормальной жизнедеятель­ности человеческого общества; она изучает ту сферу индивиду­альных и общественных действий, которая теснейшим образом свя­зана с созданием материальных основ благосостояния». Заметим, что автор всемирно известного учебника «Экономикс» П. Самуэльсон, говоря о том, что «само название предмета моей науки – «эко­номикс» – подразумевает экономию или максимизацию», ссыла­ется именно на «Принципы» А. Маршалла, полагая, что в них «боль­шое внимание было уделено проблеме оптимального объема про­изводства, при котором чистая прибыль достигает максимума».

В отличие от своих ортодоксальных предшественников, клас­сиков, А. Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определе­ниям экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения. На его взгляд, судя по предисловию к первому изданию «Принципов», «в реаль­ной жизни нет четкого разграничения между вещами, которые явля­ются капиталом и не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не относятся к ним, так же как между тру­дом производительным и непроизводительным». Причем к этой проблеме ученый возвращается и в соответствующих разделах сво­ей работы. В частности, затем в III томе в приложении Е, названном «Определение капитала», А. Маршалл еще раз возвращается к характеристике капитала. Здесь он пишет, что «Карл Маркс и его последователи... откровенно строили свое определение капитала ...утверждая, что только то является капиталом, что в качестве средств производства принадлежит одному лицу (или группе лиц) и используется для производства вещей на благо других в целом посредством наемного труда третьих таким образом, чтобы первые имели возможность грабить или эксплуатировать других».

А. Маршалл признает, что в современной ему экономике «распре­деление национального дивиденда плохое». Но если допустить «равное распределение национального дохода, – пишет он, – ...доходы на­родных масс – хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств – и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века. Однако это осторожное мнение, – за­ключает ученый, – не означает молчаливого одобрения существу­ющего неравенства богатства... Неравномерность богатства... серь­езный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое умень­шение его, достигнутое средствами, которые не подрывают моти­вов свободной инициативы... было бы, по-видимому, явным общественным достижением».