Гегель.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектики, логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории объективные формы действительности, в

основе, которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея

раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама

природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

Гегель создал систему определений категорий. Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность.

Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в

единстве и борьбе противоположностей.

Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой

отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное

отрицание, а сохранение положительного.

Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между

методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существовала до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Философия построена на единстве триады

тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию

природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию

государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.