Реферат Курсовая Конспект
История философии - раздел История, Содержание ...
|
Содержание
Содержание. 1
История философии. 4
Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. 4
Мировоззрение и типы мировоззрения. 5
Особенности религиозного мировоззрения. 5
Особенности философского мировоззрения. 5
Философия как наука. 6
Предмет, структура и функции философии. 7
Философия и частные науки. 7
Основной вопрос философии, его структура. 8
Формы материализма и идеализма. 9
Агностицизм. 9
Причины агностицизма. 10
Диалектика и метафизика. 10
Античная философия и ее периодизация. 11
Милетская школа. 12
Гераклит. 12
Пифагор. 13
Элеаты. 13
Софисты и Сократ. 13
Атомисты. 14
Платон и Аристотель. 15
Философия Средних веков. 16
Философия Августина. 16
Философия Фомы Аквинского. 16
Философия эпохи Возрождения. 17
Философские взгляды Н. Кузанского. 17
Философские взгляды Дж.Бруно. 18
Философские взгляды Н. Коперника. 18
Философия Нового времени и ее особенности. 18
Философские взгляды Ф. Бэкона. 19
Философские взгляды Т. Гоббса. 20
Философские взгляды Д. Локка. 20
Философские взгляды Б. Спинозы. 21
Философские взгляды Р. Декарта. 21
Философские взгляды Д. Беркли. 22
Философские взгляды Д. Юма. 22
Классическая немецкая философия. 23
Кант. 24
Гегель. 24
Фейербах. 25
Особенности русской философии. 26
Философские взгляды Ломоносова. 27
Философские взгляды Радищева. 27
Революционеры-демократы. 28
Религиозная русская философия к. XIX - н. XX в. 28
Соловьев. 30
Бердяев. 30
Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. 32
Сущность и основные этапы марксизма. 32
Особенности и основные течения современной западноевропейской философии. 32
Позитивизм и его этапы. 33
Экзистенциализм. 34
Неотомизм. 34
Научная философия. 34
Бытие. 34
Реальность. 35
Мир. 35
Субстанция. 35
Материя. 35
Эволюция представлений о материи в философии и частных науках. 36
Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв. 36
Ленинское определение материи. 37
Материя как субстанция. 37
Современные представления о видах и формах материи. 37
Формы материи. 37
Сущность, критерии выделения. 38
Движение как атрибут материи. 38
Взаимосвязь материи и движения. 38
Движение и покой. 38
Движение и развитие. 38
Прогресс и регресс. 39
Классификация основных форм материи. 39
Принципы классификации. 40
Единый закономерный мировой процесс. 40
Пространство и время как формы существования материи. 40
Концепции пространства и времени в истории науки и философии. 41
Философское значение теории относительности. 41
Физическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 42
Химическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 42
Биологическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 43
Социальная форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 44
Место и роль человека в мире. 45
Проблема единства мира в философии. 45
Единый закономерный мировой процесс. 45
Отражение как всеобщее свойство материи. 45
Формы отражения. 46
Сознание как высшая форма отражения. 46
Проблема сознания в истории философии. 46
Сущность (природа) сознания. 48
Структура и функции сознания. 48
Активный и творческий характер сознания. 48
Идеальное. 49
Субъективное и объективное в сознании. 50
Сознание и мозг. 50
Психофизиологическая проблема. 51
Язык и мышление. 51
Функции языка. 51
Диалектика как наука и метод. 51
Субъективная и объективная диалектика. 52
Единство диалектики, логики и теории познания. 52
Принципы диалектики. 52
Понятия «категория» и «закон». 53
Типы законов. 54
Законы диалектики. 54
Закон единства и борьбы противоположностей. 54
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 54
Закон отрицания отрицания. 55
Категории диалектики. 55
Категории сущность и явление. 55
Категории причина и следствие. 56
Категории необходимость и случайность. 56
Категории возможность и действительность. 57
Категории форма и содержание. 57
Категории единичное, особенное, общее. 58
Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой. 58
процесс. 58
Проблема познания в философии. 58
Субъект, объект, предмет познания. 59
Агностицизм и его причины. 59
Принципы научной гносеологии. 59
Чувственное познание и его формы. 59
Логическое познание и его формы. 61
Проблема критерия истины в философии. 63
Практика и ее роль в процессе познания. 63
Наука: возникновение, закономерности развития, функции. 66
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 67
Формы научного познания (факт,проблема, гипотеза, теория). 70
Методы научного познания. 71
Проблема истины в философии. 72
Объективная истина. 73
Конкретная истина. 73
Истина относительная и абсолютная. 73
Диалектика конкретной, относительной, объективной и абсолютной истины. 73
Истина и заблуждение. 74
Ошибка. 74
Ложь. 74
Истина и правда. 75
Социальная философия. 75
Общество. 75
Человек. 75
Индивид. 76
Личность. 76
Деятельность и труд как способы существования человека. 77
Материалистическое и идеалистическое понимание общества и истории. 77
Общественное бытие и общественное сознание. 78
Субъективное и объективное в историческом процессе. 78
Стихийное и сознательное в обществе и истории. 79
Необходимость и свобода в историческом процессе. 79
Общество как система. 80
Сферы общественной жизни. 81
Общественное производство, его структура и функции. 82
Материальное производство, его структура и функции. 83
Способ производства. 83
Производительные силы и производственные отношения: их структура и источники развития. 84
Производство и потребление. 86
Способности и потребности. 86
Научно-технический прогресс. 86
Научно-техническая революция: сущность и основные направления. 87
Противоречия современного НТП. 87
Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. 88
Всемирная история как единый закономерный мировой процесс. 88
Социальный прогресс, его критерии и типы. 89
Формация и ее структура. 89
Способ производства и его структура. 89
Базис и надстройка. 90
Диалектика базиса и надстройки. 90
Немарксистские концепции исторического процесса. 91
У. Ростоу, 93
О. Тоффлер. 94
Цивилизация. 96
Цивилизационные концепции истории. 96
Н, Данилевский. 96
А.Тойнби. 96
С. Хантингтон. 97
Исторический процесс. 97
Сущность исторического процесса. 97
Роль народных масс и личности в истории. 97
Исторические общности людей (род, племя, народность, нация). 98
Нация и национальность. 98
Национальные проблемы современности. 99
Брак и семья, функции семьи. 99
Касты, сословия, социальные страты, классы. 100
Классовая структура современного общества (классовая и стратовая модель). 101
Политика. 103
Политическая система общества. 104
Государство, его происхождение, сущность, признаки. 104
Типы и формы государства. 104
Функции государства. 106
Политическая система современной России. 106
Материальная и духовная жизнь общества. 106
Духовная жизнь и общественное сознание. 107
Общественное сознание, закономерности его существования и развития. 107
Структура общественного сознания. 108
Обыденное и теоретическое сознание. 108
Общественная психология и общественная идеология. 109
Формы общественного сознания и принципы их выделения. 109
Право и правовое сознание. 110
Мораль и нравственное сознание. 110
Функции морали. 111
Искусство и эстетическое сознание. 111
Функции искусства. 112
Религия и религиозное сознание. 112
Социальные основы и функции религии. 114
Религия в современном обществе. 114
Понятие культуры. 115
Структура культуры. 115
Функции культуры. 115
Глобальные проблемы современности. 115
История философии
Основной вопрос философии, его структура.
Существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существует биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Возникает вопрос о соотношении этих реальностей. Основной вопрос – вопрос о природе мира. Что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие?
Основной вопрос философии, по оценке Ф.Энгельса,- это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Современная формулировка: отношение сознания к материи. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в сочинении “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 1886 г.. Существует два рода явлений: материальные и духовные.
В составе основного вопроса философии выделяется 3 уровня.
Первый уровень основного вопроса философии имеет две стороны:
1). Вопрос о первичности – материальное или духовное сознание;
Возможны три подхода к решению вопроса о первичности:
a) Монистический;
Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.
б) Дуалистический;
Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. (Рене Декарт)
в) Плюралистический;
Плюрализм (от лат. pluralis- множественный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)
Монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:
Материализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.
Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир “ из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.
Согласно концепции материализма:
Материя первична;
Материя реально существует;
Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);
Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;
Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
Сознание определяется материей (бытием).
Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.
Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.
Второй уровень основного вопроса философии – вопрос о трех сущностях: сущность мира, сущность сознания, сущность отношения сознания к материи.
Третий уровень основного вопроса философии – вопрос о сущности человека, о смысле человеческого существования, о месте его в нем, о сущности мира, о сущности места человека в этом мире.
Агностицизм.
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Доводы в пользу агностицизма:
1) Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.
2) Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.
3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)
Философия эпохи Возрождения.
Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества 14-16, когда в его недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад.
Зарождение новых производительных сил и производственных отношений-
обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и
развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный и антицерковный и гуманистический характер.
Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами лютеранство, кальвинизм и др.). Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер).
Философские взгляды Н. Кузанского.
Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464)утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. В философии Кузанского возникли важные элементы диалектики, прежде всего «совпадение противоположностей», которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей в высшем единстве мира достигается, по Кузанскому, не логическим, а интуитивным путем.
Философские взгляды Н. Коперника.
Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании получившую название коперниканской.
Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся прежде всего в появлении
пантеистических учений, Пантеизм отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму.
Классическая немецкая философия.
Социально-экономические и духовные предпосылки.
1) Несмотря на то, что во многих регионах Германии феодальные порядки и крепостное право сохранялись до Наполеона, Германия была достаточно развитой и урбанизированной страной. В ней, так же как и в других странах Западной Европы «третье сословие» - городская буржуазия была самостоятельным классом, со своими собственными ценностями и собственными потребностями в объяснении и оправдании этих ценностей. Но вместе с тем, в отличие от Франции или Англии революции в Германии не произошло и буржуазия так и не получила в свои руки реальной политической власти, но вместе с тем немецкие мыслители могли со стороны оценить английскую и французскую революции. Кроме того, во время зарождения немецкой классической философии Германия ещё только начинала объединяться под властью Пруссии, и этот мощный объединительный импульс, несомненно, оставил свой отпечаток на мышлении немецких интеллектуалов того времени. Таким образом, немецкая классическая философия рождалась во времена, когда у немецких мыслителей появилась реальная возможность перейти от слов к действиям, и, причём действиям не только революционным, но и созидательным.
2) Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономического застоя. «Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство... Народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом». Если во Франции революция была подготовлена под «черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мыслителя, пройдя незамеченной для обывателя. Место иррациональных общественных отношений заняли философские концепции, где торжествовал принцип рационализма.
3) В то время в Европейской философии доминировали две основные тенденции, с одной стороны это сенсуализм и эмпиризм, берущие своё начало в философии Бэкона. У эмпиризма и механицизма было немало последователей в Англии и во Франции. Популярность этого философского направления была обусловлена, с одной стороны бурным развитием естественных наук, а с другой стороны открывшимися возможностями для критики церковной картины мира. А с другой стороны, это рационализм, берущий своё начало из философии Декарта. В основу познания, Декарт положил не чувства и ощущения, которые могут обманывать человека, а разум, который является проводником божественной воли (то есть у Декарта, как и эмпиристов, человек не обладал свободой воли, различались лишь источники этой несвободы). В дальнейшем идеи Декарта получили своё развитие, как в метафизике Лейбница, так и у субъективного идеалиста Джорджа Беркли, который полностью отрицал чувственное познание как иллюзию, и рассматривал мир как наши представления. Дэвид Юм был не столь радикален, он всего лишь утверждал, что на основе наших ощущений мы не можем сделать вывода о существовании реальности и её свойствах. То есть субъективный идеализм Беркли перешёл в агностицизм Юма. Немецкая классическая философия явилась творческим синтезом этих двух направлений философии нового времени.
4) Важнейшую роль в подготовке появления немецкой классической философии сыграли деятели национального просвещения. Патриотически-настроенная интеллигенция взялась за дело пробуждения национального самосознания и патриотизма немецкого народа, его просвещения. Свои усилия немецкая патриотическая интеллигенция объединила. Они выступили за повсеместное утверждение в культуре народного немецкого языка вместо непонятной простым массам латыни; прославление прошлого немецкой нации и утверждение культа героев; за всеобщее просвещение народа и прославление науки, разума вместо мистики. Деятели немецкого просвещения конца 18 столетия наряду с призывами к народу и интеллигенции сами плодотворного действовали в этом направлении, создавая высочайшие образцы немецкой культуры.
Итогом и вершиной просветительского движения в Германии стало творчество гениального Иоганна Вольфганга Гете. В мировом масштабе он был и навеки останется непревзойденным гениальным художником.
В области теории познания Гете стоял на позициях сенсуализма.
5) Источником немецкой классической философии был несомненный талант и огромное трудолюбие самих философов. Все они в совершенстве и творчески усвоили достижения всей предшествующей им европейской философской мысли, двигались в русле богатого отечественного наследия философов Нового времени: Лейбница, Христиана Вольфа. Будучи немцами, будучи классиками немецкой классической философии, они и творили на высочайшем уровне европейской мировой философии и полностью принадлежали ей.
Кант.
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, в семье ремесленника. После гимназии учился в университете, откуда вынес превосходное знание латинских классиков, натурфилософии И. Ньютона и учения X. Вольфа.
В философском творчестве Канта принято выделять «докритический» период и «критический».
В докритический период Кант создаёт гипотезу возникновения солнечной системы из первичной туманности (“Всеобщая естественная история и теория неба” 1755). Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени. Гипотеза Канта отбрасывала попытки объяснения развития природы с помощью представления о “ первотолчке”. Кант утверждал, что Солнечная система возникла из некой бесформенной массы, которая изначально равномерно заполняла все пространство. Затем, в результате действия сил притяжения между частицами, образовались скопления материи, которые стали центрами притяжения для других частиц.
В критический период Кант выпускает три свои фундаментальные работы: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.
Основная идея произведения “Критика чистого разума” – агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, а человек, а точнее, его разум. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик.4 антиномии: ограниченность пространства, простое и сложное, свобода и причинность, наличие Бога.
В основе философии Канта лежат два понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь-для-нас – это то, как мы воспринимаем вещь-в-себе. Кант признавал объективное существование вещей-в-себе, которые он называл также сущностями. В этой части философия Канта является материалистической. Но Кант утверждал, что вещь как таковая остается принципиально непознаваемой. Мы познаем лишь вещь, какой она является, т.е. вещь-для-нас.
Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о "вещах в себе". Достоверное знание существует – это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах-в-себе, а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи-в-себе принципиально непознаваемы.
По Канту, процесс познания проходит три ступени: созерцание, рассудок и разум. На ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм созерцания – пространства и времени. Априорное – значит доопытное, существующее в сознании самом по себе, не выведенное из чувственного опыта.
На ступени рассудка чувственный материал, чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию – с помощью априорных категорий мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью категорий мышление создает науку, формулирует законы науки, которые отнюдь не принадлежат самой природе, а предписаны ей человеческим мышлением.
Разум ничего не создает заново, он имеет дело с обобщениями, полученными рассудком. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: космологической (идее о внешнем мире), психологической (идее о душе) и теологической (идее о боге).
Учение Канта оказало огромное влияние на развитие научной и философской мысли. Его последователи по немецкой классической философии отвергли идеи, ограничивающие разум в познании сущности вещей и развивали различные стороны кантианской философии.
– Конец работы –
Используемые теги: История, философии0.053
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История философии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов