Начало правления династии Романовых. Михаил Романов

Династия Романовых пришла к власти в то время, когда перед страной, потратившей много сил на историческое выживание, встал кардинальный вопрос дальнейшего пути в условиях все нараставшей цивилизационной отсталости России по сравнению с передовыми

Современный Гуманитарный Университет


странами Европы. В государстве, расстроенном Смутой, юный царь Михаил (1613-1645)мог удержаться на престоле благодаря постоянной поддержке Земского собора, который заседал почти непрерывно в течение первых десяти лет его царствования. Вместе с собором царь решал важнейшие вопросы разоренной, опустевшей и обедневшей страны, с трудом восстанавливающей внутренний порядок и спокойствие.

В 1619-1633 гг.фактическим соправителем государства был его отец - патриарх Филарет.При Михаиле Федоровиче упрочилось и получила дальнейшее развитие крепостническая система, расширилось феодальное землевладение и возросло налоговое обложение населения. Чтобы вывести разоренную страну из войны, правительство должно было еще ликвидировать две внешние войны, "унаследованные" им от Смутного времени, со Швецией и Польшей.

В 1614 г, шведы напали на ослабевшую Московию, осадили Псков, но славная древняя крепость оказала им столь же решительный отпор, как раньше оказывала ливонским немцам, литовцам и полякам. В феврале 1617 г. между Россией и Швецией был заключен договор вечного мира, по которому Швеция возвращала России Великий Новгород с его областью, Россия же навсегда уступала Швеции южное побережье Финского залива. Борьба с Литовско-Польским государством продолжалась: в 1617 и 1618 гг. королевич Владислав предпринял большой поход на Москву. Однако он встретил мужественное сопротивление и был откинут от Москвы. В конце 1618 г.воюющими сторонами было заключено перемирие на 14,5 лет, по которому Польско-Литовское государство удержало за собою Смоленскую и Чернигово-Северскую области. В 1632-1634 гг. страна вела войну с Польшей, начатую по инициативе патриарха Филарета, за возврат Смоленска и других русских земель.

После смерти Михаила русский престол занял его шестнадцатилетний сын Алексей Михайлович (1645-1676).Он был выбран на царство людьми всех чинов Московского государства. Царь Алексей Михайлович был дальновидным и деятельным правителем, лично участвовал в решении государственных дел, сам читал челобитные и другие документы, составлял или редактировал важнейшие указы. Это был по своему времени хорошо образованный, начитанный человек. Он обладал сильной волей и решительностью при принятии важных решений, не терпел посягательств на свою самодержавную власть (что проявилось в частности при его конфликте с патриархом Никоном). Он сам возглавлял армию во время больших военных походов, вел переговоры с польскими и шведскими посольствами, отстаивал национальные интересы России. Многие реформы Петра I были намечены и подготовлены его отцом последовательно, без потрясений.

Современный Гуманитарный Уииверсше!


Алексей Михайлович направил усилия на укрепление самодержавия, создал Приказ тайныхдел, в котором допрашивали людей по малейшему подозрению и с пристрастием. В государстве по-прежнему не хватало средств на военные запросы. Для их изыскания правительство боярской знати пошло на новое увеличение налогов. Крестьяне, не имевшие возможности их выплачивать, целыми деревнями скрывались в лесу. На ушедших и убежавших объявлялся сыск, если их обнаруживали, то они возвращались. Продолжалась политика закрепощения, сроки "урочных лет" увеличивались. Усиливался аппарат управления. Расширилась система приказов, так как Боярская Дума не справлялась с возросшим количеством дел. Самую важную роль играли Разрядный, Поместныйи Посольскийприказы. Крупным событием общественно-политической жизни России в царствовании Алексея Михайловича стало составление и принятие "Соборного Уложения", для подготовки которого была создана особая комиссия. "Соборное Уложение" было принято 29 января 1649 г. и скреплено подписями патриарха, представителей высшего духовенства, бояр, окольничих и выборных земских людей: всего на этом документе зафиксировано 315 подписей. В нем содержалось около тысячи статей, сгруппированных в 25 глав. Это был первый русский законодательный документ,, изданный типографским способом в количестве 2 тыс. экземпляров. Его рассылали для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. В "Соборном уложении" обобщены нормы государственных и общественных отношений, выработанные Русью в допетровский период; оно было переведено почти на все европейские языки. "Соборное Уложение" регламентировало несение службы, выкуп пленных, паспортный режим, таможенную политику, положение различных слоев населения. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего феодального класса. Ограничивалось церковное землевладение, в чем нашла отражение тенденция подчинения церкви государству. Важнейший раздел "Соборного Уложения" — глава XI "Суд о крестьянах". Феодалам была предоставлена возможность бессрочного розыска убежавших крестьян. Крепостное право получило законодательное оформление — отменялся Юрьев день, феодалы могли полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Наряду с частновладельческими крестьянами крепостное право распространилось на черносошных и дворцовых -5, им запрещалось покидать свои общины. Таким образом, "Соборное Уложение" 1649 г. оформило систему крепостной зависимости и завершило развитие крепостнического законодательства Российского государства,закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость | крестьян от феодалов и государства.


4.3. Реформы патриарха Никона. Раскол

До 1652 г.- до избрания на патриарший престол Никона-положение в церковно-обрядовой сфере беспокоило царскую власть. Царь и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной области и невозможность проведения такого рода реформ без теснейшего союза с церковной властью. Более того, Алексей Михайлович понял также, что недостаточно иметь во главе церкви сторонника такой реформы, нужна была сильная патриаршая власть, обладающая самостоятельностью и высоким политическим авторитетом. Как считают историки, уже в 1651 г.у Никона созрел замысел, суть которого сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской власти и самому, став патриархом, занять по меньшей мере равное с царем положение в управлении Россией. 25 июля 1652 г.,церковный собор избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. Благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы.Ее проведение началось весной 1653 г., почти сразу после принятия царем и Земским собором окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличноераспоряжение патрЛарха, затронувшее два обряда - поклоны и перстосложениепри крестном знамении. При этом предписание патриарха не было подкрепленоавторитетом церковного собора, хотя это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей православной веры,свидетельством сохранения русской церковью "древнего благочестия". Эти изменения поклонов и перстосложения вызвали недовольство верующих. Последующие решения Никона об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в 1654,марте 1655и апреле 1656г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами: всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, "трисоставного" (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехкрестный), хождения во время обряда крещения по солнцу ("по солонь") на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.

Составной частью реформ Никона явилось решение о порядке исправления текстов в церковных книгах. Это было связано с тем, что советники Никона, сравнивая старые богослужебные книги ХИ-ХУ вв. с русскими богослужебными книгами, напечатанными в Москве в конце

Современный Гуманитарный Унийерсите!


XVI - первой половине XVII вв., пришла к заключению, что русские чины и обряды отличались от греческих из-за наличия расхождений в текстах книг. В 1653-1656 гг.проводились исправления богослужебных книг - за основу был принят текст, являвшийся переводом на церковнославянский язык греческого служебника XVII в., который в свою очередь восходил к тексту богослужебных книг ХИ-ХУ вв. По мере сравнения этой основы с древними славянскими рукописями в их тексты вносили отдельные исправления. В итоге новый церковный служебник был одобрен церковным собором в 1656 г.и вскоре опубликован. Этот же собор русских иерархов постановил предать отлучению от церкви всех крестящихся двуперстно,что вызвало брожение среди верующих.

Введение обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли, как введение другой религиозной веры, отличной от прежней, "истинно православной", что привело к церковному расколу на сторонников патриарха Никона и приверженцев старой веры -раскольников. Сыски и казнираскольников, проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50 - начале 60-х годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый характер. Церковный собор в декабре 1666г. - январе 1667г. вновь вернулся к обсуждению вопроса о старых и новых обрядах. Собор осудил старые обряды. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судомкак противников церкви. Решения этого собора способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную никониинскую (никонианскую) церковь и старообрядческую.

Царская власть активно поддерживала церковь в борьбе с расколом и староверущими, используя для этого всю мощь государственного аппарата. Согласно Указу 1684г., принятому по требованию патриарха, выявленных раскольников надлежало пытать, казнить ("сжечь") и т.д. Это законодательство открыло простор для массовых гонений и преследований сторонников "старой веры". На этом же Церковном Соборе 1666-1667 гг.был также утвержден принцип разделения светской и духовной власти и была осуждена попытка Никона вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом "священство выше царства". Царь получил преимуществов решении гражданскихдел, а церковь - в решении духовных.За особые претензии на светскую власть собор осудил патриарха Никона, лишил его патриаршего сана и сослал в Ферапонтов монастырь.

/

// '


4.4. Восстание Степана Разина (1667-1690)

XVII в. вошел в историю как "бунташный" век. Эта "бунтарность"ярко проявилась в царствовании Алексея Михайловича. Все социальные движения XVII в. отличались большим, чем в прежние времена, размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления, волнения и недовольство низов едва ли не в масштабе всей страны, которая с трудом преодолевала разорения Смутного времени. Соляной, Чумной, Медныйбунты и другие волнения были вызваны к жизни ошибочными и непродуманными действиями властей, но особый размах и ожесточенность среди народных волнений и мятежей, имело восстание под руководством Степана Разина. Тяжелое положение низших слоев населения вызвало усиленное бегство недовольных на Дон, откуда "выдачи не было". В результате на Дону и его притоках, а также на Нижней Волге и на Яике (так называлась река Урал) образовалось огромное количество беглых. В 1667 г. у казаков появился смелый и предприимчивый вождь, донской казак Степан Разин. Образовав большую шайку "голытьбы", он в 1668 — 69 гг. совершил удачный набег на персидское побережье Каспийского моря, а вернувшись с добычею и славою из персидского похода принял окончательное решение отправиться на Волгу, а оттуда "итти в Русь против государевых неприятелей и изменников".

15 мая 1670 г.около 7 тысяч разинцев осадили Царицын и после длительного боя взяли город. По его призыву "чернь" в поволжских городах поднималась против, "лучших людей" и переходила на сторону восставших. Разин обещал простому народу навсегда освободить его от власти бояр, воевод и помещиков и ввести вольное казацкое устройство, без всяких податей и повинностей. Разин взял Астрахань, Саратов, Самару и ряд других городов; восставшие избивали царских воевод и приказных людей и вообще всех знатных и богатых, грабили их имущество и вводили у себя "казацкое устройство" с выборными властями. Мятеж охватил все нижнее и среднее Поволжье, города и сельские местности; одновременно мордва, чуваши и черемисы поднялись против русской власти. Московское правительство было сильно обеспокоено создавшимся положением. Смотр 60-тысячной армии, направляемой на подавление восстания, произвел сам царь Алексей Михайлович в конце августа 1670 г. Осенью 1670 г.войско Разина было наголову разбито царским войском под Симбирском; восстание быстро пошло на убыль и в 1671 г.было окончательно подавлено. После симбирского поражения Разин бежал на Дон, но был схвачен донскими казаками, выдан ими в Москву и там казнен.

Современный Гумантариый Унивсрсиют