Язычество славян. Крещение Руси

Славяне, как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, были язычниками. Они обожествляли, не умея объяснить, многие природные явления: воду, огонь, землю, растения, животных. Образование и развитие Древнерусского государства, формирование единой русской народности привело к тому, что язычество с множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиромв начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в государственную религию оказались безрезультатными. Язычество

Современный Гуманиюрмый Университет


утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Киевский князь Владимир, окрестившись в 988г., в Херсонесе принялся энергично утверждать византийское христианство (православие) в государственном масштабе. По его приказу население Киева было окрещено в 988 г. в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей "лучших людей" передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Принятие христианства означало для народа Древней Руси освоение огромного исторического и общественно-культурного опыта позднеримского, а затем и византийского мира. Поэтому обстоятельства принятия христианства, формы и методы, темпы этого сложного и многогранного процесса зависели от множества внутренних и внешнеполитических факторов. Важное место среди этих факторов имели характер и длительность связей Древней Руси и Византии.Географическое положение Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское и Черное море, (путь "из варяг в греки") в значительной степени определяло ее отношение с Византией. Она была для Руси важным рынком, куда князь и дружинники сбывали меха и рабов и откуда привозились для них дорогие ткани и другие предметы роскоши.

По мнению историков И.А.Заичкина и И.Н.Почкаева, Византия со своей стороны проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Она пыталась втянуть Киевскую Русь в сво*о политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать "великий народ" русов для защиты собственных интересов. В силу этого отношения между Киевом и Царьградом (Константинополь) перемежались периодами мирного сотрудничества и военных столкновений. Так, летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в лето 907г. пошел Олег "на греки", взяв с собою множество воинов и кораблей. "И много зла сделали русские грекам", и греки вынуждены были начать переговоры с русскими. Был заключен договор между Византией и Русью, вторично подтвержденный в 911 г. Согласно договору 907 г. русские торговцы получали в Византии привилегированное положение, а договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому кругу политических и правовых вопросов. (В договоре имеются ссылки на "Закон русских" -внутренние правовые нормы формирующегося древнерусского государства.) В 941 г. поход Игоря на Константинополь закончился неудачно. В 944 г. был заключен договор, согласно которому упорядочивался прием всех посланных великим князем в Царьград. Посещение Константинополя многочисленными людьми Руси обусловило тот факт, что влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Так, приазовская Русь частично обратилась

Современный Гуманитарный Универсиют

V


к христианству уже в 60-х годах IX в.Из договора Игоря с византийцами (944-945)известно, что в это время среди киевских варягов было много христиан (в договоре, заключенном Игорем с греками, упоминается о том, что русы крещеные будут присягать в соборной церкви Святого Илии (Ильи) в Киеве и даже целовать крест). Другими словами, торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с христианством.

Становление христианства на Руси было сопряжено с определенными трудностями, особенно в северной части страны. На протяжении многих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие - своеобразное совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства: оно идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается не только единая государственная религия - православие, но в стране появляются первые письменные законы.

Правовым кодексом Киевской Руси стала "Русская правда".В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляется два законодательных кодекса - Древнейшая Правда (или "Правда Ярослава") и "Правда Ярославичей",в совокупности давшие так называемую краткую редакцию "Русской правды".(Этот кодекс законов стал потом действовать во всех русских землях.) Древний русский писаный закон прежде всего касался вопросов общественного порядка, защиты жизни и имущества княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общинников и горожан. Он регламентировал права. Но в древнем юридическом своде уже просматривались черты развивающегося социального неравенства. Так, холопыбыли полностью бесправны. Имущество человека в "Русской правде"ценилось значительно дороже самого человека, его личной безопасности и достоинства. Большинство населения составляли лично свободные крестьяне - общинники. Зависимость их от князей ограничивалась выплатой полюдья.В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха,создается Пространная редакция "Русской правды". В нее, помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого,вошел "Устав"Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.

Современный Гуманитарный Университет


Киевская Русь из сравнительно небольшого союза славянских племен превратилась в крупнейшую, авторитетнейшую державу средневековой Европы. В регионе, где переплетались взаимные влияния - византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское - сформировалась восточнославянская средневековая цивилизация. Восприятие, переплетение и взаимовлияние этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.