Методическое оснащение базы данных

Методическое оснащение базы данных. В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования, основанные на использовании языка Паскаль -Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.O. Первый пакет включает в себя три режима работы в обычном режиме операционной системы MS DOS, в защищенном режиме MS DOS и в среде Windows.

Этот пакет требует для использования своих возможностей довольно большой объем памяти -примерно 30 Мбайт на Жестком диске и не менее 2 Мбайт оперативной памяти. Пакет Turbo-Pascal 7.0 обладает ограниченными возможностями и дает возможность работать только в обычном режиме MS DOS. Однако, он доступен для использования на обычных персональных компьютерах типа IBM и его стоимость по сравнению с первым пакетов значительно ниже Turbo-Pascal включает в себя язык программирования - одно из расширений языка Паскаль для ЭВМ типа IBM и среду, предназначенную для написания, отладки и запуска программы.

Язык имеет расширенные возможности по сравнению со стандартом, хорошо развитую библиотеке модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, создавать оверлейные структуры, организовывать ввод-вывод, формировать графические изображения и т.д. Целью написания данной программы является ознакомить студентов с возможностями языка Turbo-Pascal б.0 7.0 по формированию, вводу и выводу графической информации.

При написании базы данных были использованы учебные пособия 4 , 5 и 6 Работа посвящена возможностям языка TURBO-PASCAL по работе с графической информацией. Студентам предлагается ознакомиться со стандартными модулями Graph, Crt, а также с отдельными процедурами других модулей. Модуль Graph содержит типы, константы, переменные и подпрограммы, позволяющие программисту создавать изображения с использованием широкого набора графических адаптеров CGA, MCGA, EGA, VGA, Hercules, AT T400, 3270PC,IBM8514 . При работе с этими адаптерами весь экран разбивается на отдельные точки - пиксели, которые можно закрасить в тот или иной цвет. Каждый пиксель имеет две координаты X и Y. Количество пикселей зависит от типа адаптера и режима его работы.

Данная программа написана для адаптера EGA и режима EGAHi с размером поля 640x350, палитрой состоящей из 16 цветов и двумя страницами видеопамяти.

Данный режим позволяет выделять окна на экране дисплея. В этом случае используются координаты в пределах окна. Курсор в графическом режиме невидим, однако его можно переместить в любую точку экрана, посмотреть его координаты. Модуль Graph содержит 8 стандартных типов, описывающих цвета палитры, характеристики линий, характеристики текста, орнамент и цвет заполнения, задаваемый пользователем орнамент заполнения, координаты точки, окно вывода графической информации, данные о дуге. Константы и переменные указанных типов приведены в таблицах в 5 . Обучающая программа предлагает студентам ознакомиться с процедурами и функциями следующего назначения 1 процедуры управления графическим режимом 2 функции управления графическим режимов 3 процедуры управления экраном, окном, страницей 4 процедуры управления цветом и палитрой 5 функции управления цветом и палитрой 6 функции работы с точками 7 процедуры работы с линиями 8 процедуры построения фигур из линий 9 процедуры построения криволинейных фигур 10 процедуры работы с текстом 11 функции работы с текстом 12 процедуры обмена с памятью 13 функции обмена с памятью Подавляющее большинство процедур и функций модуля Graph можно использовать только после задания графического режима процедурой UnitGraph. Модуль Crt содержит константы, переменные и подпрограммы, предназначенные для работы с консолью.

В отличие от стандартного ввода-вывода, когда он осуществляется через операционную систему, подпрограммы модуля Crt работают с BIOS и, даже непосредственно с видеопамятью. При работе с экраном он разбивается на строки, а строки на отдельные позиции, в которые можно поместить только один символ.

Есть возможность открывать окна, задавать цвета символов и фона. Обучающая программа знакомит студентов с частью процедур и функций данного модуля, а именно 1 процедуры работы с экраном 2 функции работы с клавиатурой 3 процедуры управления звуком 4 процедуры разнообразного назначения.

Кроме перечисленных выше процедур и функций программа знакомит обучаемого с понятием случайного числа, функцией Random, и генератором случайных чисел Randomize, которые описаны в стандартном модуле System.

Процедуры и функции, представленные на рассмотрение в данной работе, сгруппированы для изучения в 7 разделов 1 раздел - программирование графических режимов 2 раздел - управление курсором и полем рисования 3 раздел - формирование прямолинейных монохромных изображений 4 раздел - управление цветом и стилем изображений 5 раздел - программирование цветных криволинейных изображений 6 раздел - формирование графических текстов 7 раздел - программирование озвученных динамических сцен Изучая эти разделы студент последовательно узнает как задать графический режим, как узнать его параметры, изменить, временно выйти из режима, научиться управлять курсором и полем рисования, открывать окна, пользоваться цветовой палитрой и имеющимися в арсенале языка типами линий и стилей закраски. Полезным будет изучение разделов 5,6 , которые содержат информацию о возможностях построения криволинейных фигур, формирование графических текстов стандартных типов и ряда нестандартных.

Наиболее сложным является последний раздел, посвященный озвученным динамическим сценам.

В этом разделе студент знакомится с динамической памятью компьютера и страничной организацией видеобуфера. Это основные средства, с помощью которых стало возможным создание эффекта мультипликации на экране дисплея.

В этом же разделе представлен звукогенератор, позволяющий обеспечить звуковое сопровождение. В меню программы перечисленные разделы следуют в порядке, указанном выше. Этот порядок следования разделов соответствует последовательному изучению материала от простого к сложному. Однако, система меню дает возможность студенту нарушить этот порядок и изучать разделы в порядке, удобном ему. При этом следует учесть, что каждый последующий раздел опирается на знание предыдущих, в контрольных вопросах следующих разделов содержатся вопросы, касающиеся предыдущих тем. Поэтому рекомендуется знакомиться первый раз с темой последовательно.

Доступ к разделам 3,4,5,6,7 ограничен. Студенту предоставляются только две попытки ответить на контрольные вопросы. Рекомендуется после первого изучения и неудачного ответа во второй раз начать изучение с раздела, который показался наиболее простым и понятным. С учетом целей и задач данной разработки база данных содержит основные процедуры и функции, касающиеся работы в графическом режиме. 2.2. Структура базы данных База данных представляет собой набор 17 файлов типа запись Семь из них содержат теоретическую часть семи изучаемых разделов, пять - тексты контрольных вопросов к разделам 3,4,5,6,7 и пять -тексты справок к этим вопросам.

Схема обращений процедур к файлам базы данных приведена в табл. 1 Таблица 1 Схема обращений процедур к файлам базы данных Номер раздела Имя модуля Имя процедуры Имена файлов базы данных теория вопросы Справки 1 Razdel1 Razdel10 Raztex1 2 Razdel2 Razdel20 Raztex2 3 Razdel3 Razdel30 Raztex3 Joing Iod 4 Razdel4 Razdel40 Raztex4 Joi Iodi 5 Razdel5 Razdel50 Raztex5 Join Iodin 6 Razdel6 Razdel60 Raztex6 Jois Iodis 7 Razdel7 Razdel70 Raztex7 jos ios Структура базы данных приведена в таблицах 2, 3, 4 Таблица 2Структура базы данных.

ТеорияПоле Р1 Поле Р2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ МОНОХРОМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ procedure DrawPoly NumPoints word var PolyPoints 7 Строит ломаную линию. NumPoints - число вершин многоугольника PolyPoints - переменная без типа, содержащая NumPoints 1 пар координат вершин многоугольника первая и последняя вершины должны совпадать . procedure FillPoly NumPoints word var PolyPoints 8 Закрашивает многоугольник текущим цветом и орнаментом.

Параметры NumPoints и PolyPoints имеют тот же смысл и тип, что и одноименные параметры процедуры DrawPoly. 0 Поле Р1 - флаги - признак выделения строки цветом 7,8 - признак наличия иллюстрации к тексту и ее номер О - признак конца файла Поле Р2 - текст.

Таблица 3Структура базы данных. ВопросыПоле Р1 Поле Р2 Поле Р3 02 КАК ПОСТРОИТЬ СТОЛБЧАТУЮ ДИАГРАММУ В ЗАРАНЕЕ СФОРМИРОВАННОЙ РАМКЕ? 1 Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, true SetViewPort X1, Y1, X , Y2, false ClearViewPort Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, false 2 Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, true SetViewPort X1, Y1, X , Y2, true ClearViewPort Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, false 3 Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, true Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, false 4 Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, true Bar3D X1, Y1, X , Y2, depth, true 0 Таблица 4 Поле Р1 Поле Р2 Поле РЗ Поле Р4 Поле Р5 SetViewPort. Координаты окна002 отсчитываются от левого верхнего угла экрана в то время как для процедуры Bar3D от левого верхнего угла окна. 1 3 Ответ правильный. 005 4 Ответ не точный.

На экране появятся затененные контуры нижнего параллелепипеда. 003 0 Поле Р1 - флаги - признак конца вопроса 1 - признак наличия иллюстрации и ее номер О - признак конца файла Поле Р2 - номера вопросов.

Поле РЗ - флаги 1,2,3,4 - номера ответов признак конца справки Поле Р4 - текст справок. Поле Р5 - оценка. 2.3.