МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА: ДВА В ОДНОМ

Такое исследование в Калифорнийском технологическом институте в 50 60-е годы открыло совершенно новую область исследования мозга. Под руководством Роджера Сперри целая группа проводила исследование на пациентах-эпилептиках, перенесших операцию по отделению мозолистого тела и связанных с ним тел. Эта процедура изолировала одно полушарие мозга от другого путем рассечения связей между ними.

Основным результатом исследований было выявление специализации полушарий. Каждое полушарие мозга совершенно очевидно придерживается разных методов обработки информации (см. схему, представленную ниже).

Вполне возможно, что такая специализация функции мозга соотносится с движениями глаз во время сканирования, когда человек думает и вызывает различные части мозга, чтобы обработать информации). Ниже приведенный перечень слов, представленный Дж. Е. Богеном (6), указывает на параллельные пути "знания".

Схема показывает два полушария мозга и двусторонний перекрест, который наиболее очевидно проявляется в том, какой рукой наиболее часто пользуется человек. У праворукого доминирует левое полушарие, у леворукого — правое.

Левое полушарие Правое полушарие
Интеллект Интуиция
Конвергентный Расходящий
Цифровой Аналогичный
Вторичный Основной
Абстрактный Конкретный
Направленный Свободный
Проблемный Воображаемый
Аналитический Целостный
Линейный Нелинейный
Рациональный Интуитивный
Последовательный Множественный
Объективный Множественный
Последовательный Одновременный

Глазодвигательные реакции являются наиболее простыми для наблюдения за поведением. Описания, которые будут даны ниже, основаны на паттернах, используемых обычно правшами (доминирующее левое полушарие). Естественно, что для некоторых левшей эти паттерны будут обратными. Пожалуйста, обратите внимание, что это еще одна обобщенная модель. Лучше, когда есть возможность проверить ваши наблюдения прямым опросом или путем сопоставления глазных паттернов с другими видами путей доступа. (см. также раздел "Составление психологической карты" в этой главе.)

Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то можете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но также часто "фокусируются" и на внутреннем опыте. Как уже указывалось ранее, эти движения являются показателем того, как люди думают. В последующих описаниях слово "смотрящий" относится к движению глаз человека в указанном направлении. "Налево" обозначает слева от этого человека, а "направо" означает справа от него. Очень полезно всегда помнить, что глазодвигательные реакции репрезентируют внутренний мир человека. Иными словами, в момент поиска информации люди обычно не осознают внешние визуальные раздражители. Скорее, они концентрируются на внутренне хранимых и внутренне вырабатываемых образах, звуках, словах и чувствах. Пожалуйста, обратите внимание, что далее написанные курсивом слова указывают на вид информации, к которой имеется доступ.

Взгляд вверх и вправо: конструированные образы. Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода (см. "Эйдетичные образы") с частичным или полным изменением формы и/или последовательности, или они могут быть, созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или недостаточно глубокие, а иногда и бесцветные.

Взгляд вверх и налево: эйдетичные образы. Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной, так и движением (как в кино), а также цветом.

Взгляд горизонтально и вправо: конструированная речь. Этот паттерн обычно связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек "вкладывает в слова" то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и налево: запомненный звук. Он включает в себя такую тональную репрезентацию как "алфавитную мелодику", буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Он встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения. Например, линия "Запомни — взять — молоко — на — обратном пути — домой — с работы", так часто произносится утром, что, естественно, выпадает из осознания.

Примечание: следующие два паттерна глазодвигательных реакций часто бывают обратными у правшей и левшей. Очень важно определить какой паттерн "использовался" индивидом (см. "Составление психологической карты") перед тем, как вы сможете использовать информацию, полученную в результате наблюдения за движениями глазных яблок.

Взгляд вниз и вправо: чувства. В этом положении человек может получить доступ как к производимым чувствам (эмоциям), так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто вы можете наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел "в свои ощущения". Запомните, что для некоторых индивидов путем доступа будет взгляд вниз и налево.

Взгляд вниз и налево: внутренний диалог (7). Обычно связано "Глубокой мыслью", слова и звуки внутреннего происхождения сопровождают этот процесс. (Иногда эти звуки и восклицания могут "просачиваться" без осознавания этого человеком: "Пожалуйста, перестаньте бормотать себе под нос" — часто слышится реакция на эту утечку.) Внутренний диалог является комментарием вашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления. (Это, вероятно, будет "рациональным" и "логическим" только по отношению к модели реальности индивида.) Этот паттерн доступа для некоторых индивидов может выражаться взглядом вниз и вправо.

Расфокусированные глаза: визуализация. Это может произойти в любом из вышеперечисленных положений и часто используется во время разговора лицом к лицу между индивидами, которые общаются по правилу "посмотри-послушай". Это обычно является доступом к эйдетичному или конструированному визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к другим формам информации. Если сомневаетесь, тогда проверьте!

Закрытые глаза: вкус и запах. Хотя люди часто закрывают свои глаза, чтобы запомнить определенный вкус или запах, поглядите за движениями глазных яблок под веками. Эти движения могут указать на любые из описанных выше ключей доступа и могут быть интерпретированы, как будто бы глаза были открыты. Данная иллюстрация показывает, как положение глаз представляется наблюдателю. Сведенные вместе, они образуют схему ключей доступа (см. рис. 47-52).

Рис. 47. Взгляд наверх и вправо: конструирование образов

Рис. 48. Взгляд наверх и налево: вспоминание образов

Рис. 49. Взгляд по горизонтали и вправо: конструирование речи

Рис. 50. Взгляд по горизонтали и влево; вспоминание звуков

Рис. 51. Взгляд вниз и направо: чувства (ощущения)

Рис. 52. Взгляд вниз и налево: внутренний диалог

Примечание: Такая схема будет обратной для некоторых девшей.

Предупреждение: Она выражает обобщение поведения человека.

Запомните: Если сомневаетесь, проверяйте!