ПРИСУТСТВИЕ

Присутствовать означает реальную связь со своим опытом и возможность его переработки без прерывания и без искажающих фильтров. При этом вы замечаете актуально происходящее вокруг вас прямо сейчас, в данный момент, - не оценивая и не игнори­руя. Присутствие может включать как переработку деталей, так и принятие их во внимание в качестве части чего-то большего: вы воспринимаете каждую краску и форму изумительного заката и чувствуете себя одним целым с природой или, занимаясь любо­вью, чувствуете себя собой со всей остротой и силой и одновре­менно теряете себя в другом.

Присутствие может происходить с большей легкостью, если вы перестали стараться. Старание может многими способами лишать вас части ваших непосредственных переживаний. Оно может вас от них диссоциировать: вы становитесь собственным наблюдате­лем, зачастую критическим. Старание может внести дополнитель­ные голоса в ваш внутренний диалог в форме предписаний или грубой критики от влиятельных фигур, прошлых либо тепереш­них. Старание также бывает симптомом внутренних конфликтов и споров между различными частями «я».

Присутствие - это то, что естественным образом происходит, если вы не ставите палки в колеса. Поэтому ниже мы описываем некоторые из наиболее распространенных способов не присутст­вовать. Вы можете отметить те, что наиболее характерны для вас.

►Вы можете отвлекаться от своего опыта, накладывая на него стандарты. Вы можете, например, говорить себе, что наслаж­даетесь чем-либо, в то время как на самом деле ваше сердце в этом не участвует.

►Вы можете уходить от настоящего, попадая в ловушку предвос­хищений будущего, - либо начиная тревожиться по поводу ка­ких-то вещей, которых вы боитесь, либо фантазируя о желатель­ном для вас будущем. Если вы представляете, как происходит что-то плохое, то ваша психика вовлекается в создаваемый сце-



Ян Макдермот, Венди Яго


нарий, и поскольку «реальность» - такая, какой она нам доступ­на, — это наши переживания, вы вполне способны сотворить в своей физиологии и эмоциях катастрофические эффекты прямо сейчас. Фантазирование по поводу хорошего будущего может способствовать его воплощению, но лишь в том случае, когда вы соединяете эти мечты с тем, что должно произойти прямо сей­час, сегодня и на следующей неделе, при этом проверяете соот­ветствие вашей мечты условиям хорошей формы.

►Вы можете уходить от настоящего в мысленное воспроизведе­ние прошлого: вновь испытывать старые обиды или неудачи, вновь проигрывать ситуации, в которых, как вам кажется, вы ве­ли себя не лучшим образом.

►Вы можете заниматься постоянным напоминанием себе того, как люди вас использовали или обманывали. В худшем случае это с каждым разом усиливает эффекты переживания и может быстро привести вас к искажающим генерализациям типа: «Ни­кому нельзя доверять», «Люди безответственны и думаюттолько о себе» и т. д.

►Вы можете, когда все идет хорошо, спрашивать себя, в чем же загвоздка или что может случиться неправильного. За этими мыслями может стоять намерение вовремя себя обезопасить, однако не подрывать ваше доверие к вашим текущим пережи­ваниям и вашу вовлеченность в них. Если вы достаточно часто это делаете, то результатом может явиться сомнение в инфор­мации от собственных органов чувств, снижение уверенности в себе и самооценки.

Если вы знаете, какие из этих привычек наиболее характерны для вас, то вы можете сделать следующий шаг к повышению своего присутствия — если хотите. С помощью известных вам техник НЛП вы можете, во-первых, проявить активное любопытство к тому, как вы сами себе мешаете, и, во-вторых, начать делать что-то дру­гое. Присутствие предполагает открытость собственным пережива­ниям. Иногда они бывают дискомфортными - болезнь, сомнения,


Практический курс НЛП



неопределенность, отсутствие продвижения, разочарование, от­чаяние. Однако попытки скрывать или отрицать неприятный опыт вовлекают нас в очередную форму стараний и вносят дополни­тельный вклад в наше отдаление от своих переживаний: мы рис­куем ослабить свое осознание собственных переживаний в целом. Но, по сути, то, в чем вы не можете присутствовать, управляет ва­шей жизнью.

Когда людей спрашивают об их пиковых переживаниях, они называют не только счастливые. Пиковые переживания могут включать печаль, страдание и смерть. Видение связи с целым, ко­торое является столь характерной их частью, может содержать в себе переживание тайны отделения духа от тела. Или — изумление силой человеческого духа.

Что произойдет, если вы позволите себе переживать неприят­ные вещи так же полно, как и приятные? Обычно, позволяя себе обращать внимание на переживания и чувства, люди ощущают большее согласие с самими собой и быстрее, больше способны искать средства или производить изменения для улучшения ситуа­ции.

Пессимизм и цинизм - это на самом деле обычно попытки из­бежать боли или разочарования. Это попытки самозащиты. Но ко­гда вы признаете боль и разочарование тем, что они есть, вам в действительности становится легче с ними справиться.

Если вы открыты вашему опыту и развиваете свое осознание собственных процессов сенсорной переработки, вы тем самым растите свое доверие к себе. Одновременно вы растите свою на­дежность в отношениях и доверие других к вам.

Один из путей усиления своего присутствия — культивирова­ние сенсорной восприимчивости. Чем больше вы замечаете, тем больше у вас связи со своим опытом, будь то лицезрение тонких деталей цветка, или наблюдение за чьим-то выражением лица, или вслушивание в различные инструменты при исполнении му­зыкального произведения, или, наконец, осознание происходя­щего внутри вас.

Чтобы присутствовать, вы должны быть способны существо-



Ян Макдермот, Венди Яго


вать «во времени». Если ваш привычный стиль восприятия связан с существованием «над временем», но вы решили открыть перед собой целый новый мир чувственного опыта, можете трениро­ваться и нарабатывать функционирование «во времени».

Способность увидеть свое переживание в более общем кон­тексте или придать ему дополнительное измерение еще более обогащает присутствие. На самом деле именно это - естественный путь распознавания «дополнительного» духовного измерения в себе и других. Когда принцесса Диана протягивала руку и каса­лась больных СПИДом, - а в то время люди боялись, что это за­разная болезнь, и с больными СПИДом в основном обращались как с «неприкасаемыми», - ее жест уверенности и причастности к страдающим публично соединил их теперешнее состояние с их не­изменной идентичностью и ценностью как человеческих существ. Ее видение наполняло ее действия и выражалось через них. И это создало связь не только между тем, во что она верила, и тем, что она делала, но также между конкретным событием и более широ­кой верой в значимость человеческого существа и его нерастор­жимую связь с тем, что больше его.