СУБМОДАЛЬНОСТИ

1. ЧТО ТАКОЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ?

Пять органов чувств в НЛП иногда называют модальностями, поскольку каждый представляет собой модус, или способ, перера­ботки информации. Для простоты модальности зачастую обозна­чают первыми буквами их названия:

►зрение включает визуальную переработку (3);

►слух - аудиальную (С);

►ощущение - кинестетическую (К);

►запах - обонятельную (О);

►вкус - вкусовую (В).

Но это весьма широкие категории. Если мы подумаем о возможных различиях визуальных стимулов, то мы можем спросить о любом образе, например, следующее.

Он цветной или черно-белый?

Четкий или расплывчатый?

Насколько отдален?



Ян Макдермот, Венди Яго


►Движется или неподвижен?

►Плоский или трехмерный?.. И многое другое.

В НЛП эти различия называются субмодальностями, поскольку ка­ждое из них — отдельный способ описания или детализации опи­сания внутри определенной модальности.

2. ЧТО ДАЮТ СУБМОДАЛЬНОСТИ?

Когда вы воспринимаете что-либо, находящееся вовне, воздей­ствие этого объекта на вас зависит от некоторых субмодальностей, зачастую без вашего осознания этого. Аналогично, при внутреннем восприятии образа его воздействие зависит от того, как вы сконст­руировали этот образ. Например, яркие цветные образы часто имеют более мощный эффект: они могут быть более притягатель­ными или более пугающими. Образы, включающие движение, обычно кажутся более «живыми», что может восприниматься как «чудесное» или как «ужасное». Некоторые субмодальности оказы­вают особенно сильный эффект. Их называют критическими суб­модальностями. Знание своих наиболее влиятельных субмодаль­ностей дает вам важный ключ к структурированию своего опыта. Оно также чрезвычайно полезно вам, когда вы хотите расширить или изменить какие-либо внутренние репрезентации.