НЕУДАЧА - ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НЛП, базируясь на наблюдениях того, как реагируют успешные люди на то, что воспринимают как неудачи, предлагает нам очень важный вариант рефрейминга: неудача — на самом деле не что иное, как обратная связь. Став любознательн (ым, ой) по отноше­нию к своим неудачам, вы можете учиться на них. Мы хотим, чтобы у вас возник интерес к собственным паттернам - к вашим «как», «что», «когда» и «где». Допустим, например, что вы не прошли тест.

■ Как именно вы его не прошли?

■ Что именно в том, что вы делали, не сработало?

■ Когда это было? Существенно ли время?

■ Где это было? Существенно ли место?

Как мы уже говорили выше, вопрос «Почему?» зачастую много ме­нее полезен: если он задается после того, как неудача произошла, он активизирует у нас защитный настрой (даже если мы сами себе его задали) - поиск объяснений, оправданий, - и в целом под­талкивает к тому, чтобы воссоздать всю привычную «рамку» ус­пех/неудача.

Одно из самых важных и почти неизбежных последствий лю­бознательности по поводу собственных неудач состоит в измене­нии характера проблемы. Начиная таким образом использовать обратную связь, мы от глобализаций типа «Я всегда опаздываю» или от оценки, затрагивающей идентичность: «Я - плохой менед­жер», «Я недостаточно внимательна» и т. д. - переходим к более специфичному и менее угрожающему для нас осмыслению. Вме­сто того чтобы нападать на себя и повторять: «В чем дело со мной?! Почему я не могу просто сделать все как надо? Со мной должно быть что-то не так», - вы спрашиваете себя, например: «Как мне



Ян Макдермот, Венди Яго


удается столь часто опаздывать?» Возможно, вы даже начинаете осознавать, что столь систематические опоздания неким странным образом свидетельствуют о том, что вы достигли определенного мастерства в этой области!

Вы также можете начать делать очень полезные различения, касающиеся того, что на самом деле принципиально меняет ситуа­цию. «Что именно я делаю - или не делаю - такого, что в резуль­тате начинаю считать себя плохим менеджером?» «Может быть, мои убеждения по поводу того, что должны делать хорошие ме­неджеры, создают для меня проблему?» «Как я могла бы увидеть, что становлюсь достаточно внимательной, что я должна для этого делать, какая обратная связь от других скажет мне об этом?» И т. д.

Язык, которым мы пользуемся, говорит о многом. Так называе­мые «я-описания», обычно содержащие обороты типа Я - ..., я ни­когда..., я всегда..., я — самый настоящий..., подразумевают, что речь идет о неотъемлемой части нас, столь же неизменяемой, как наши гены. Когда же мы становимся любознательными и действи­тельно начинаем интересоваться конкретикой, проблемы вдруг сводятся к неким деталям, оказывающимся, как правило, вполне доступными изменению. Если человек всегда опаздывает, то, воз­можно, он обладает навыком никогда не оставлять достаточно вре­мени между одним делом и другим, потому и опаздывает. Или, например, обнаружится, что он склонен целиком погружаться в любые свои занятия, забывая о времени. Стоит нам начать с инте­ресом слушать себя самих, как окажется, что наши повседневные фразы нередко с точностью описывают происходящее с нами.

Еще один путь исследования глобальных утверждений - про­верка на исключения. Возьмем, например, опоздания. Действи­тельно ли вы всегда опаздываете? Всегда ли затягиваете свои дела до последнего момента? Для большинства наших клиентов ответ был бы «Нет». Если и для вас он такой же, поинтересуйтесь исклю­чениями. Когда, в чьем обществе, в каких настроениях, в каких си­туациях вы не опаздываете (или опаздываете меньше)? Какие дела вы делаете не в последний момент? Кто назначает вам эти дела? Может быть, это дела, которые вы сами назначаете себе? Насколь­ко большие инвестиции — и какого рода — вы вкладываете в эти


Практический курс НЛП



дела? Любые из подобных вопросов могут помочь вам узнать боль­ше о собственном поведении.

Родственные искусства наблюдения и задавания вопросов мо­гут помочь нам найти ответы, которые на самом деле у нас есть, пусть даже мы их не сознаем. Исследование словесных описаний и формулировок, при котором мы не принимаем их поверхностные значения как само собой разумеющиеся, - весьма важный инст­румент НЛП.

Наши чувства и убеждения отражаются в том, как мы думаем и говорим, - они порождают более или менее незначительные про­белы. Заполнить их помогает метамодель, с которой мы уже встречались в этой книге. Например, такие понятия, как «всегда» и «никогда», слишком часто заставляют нас верить, что у нас есть только один выбор, - мы забываем случаи, когда делали нечто по-другому. Чтобы удержать себя от чрезмерных упрощений, нуж­но восстановить проигнорированную информацию.

Попробуйте сделать это. Запишите несколько утверждений о себе, начинающихся так:

■ Я всегда...

■ Я никогда...

■ Я —это...

■ Я не...

Теперь по поводу каждого из них задайте вопросы: всегда? нико­гда? Найдите исключения и понаблюдайте за собой: как вы чувст­вуете себя с этой более сбалансированной точкой зрения?