КАК УЛУЧШИТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ

■ «У меня плохая память».

■ «Я не могу столько запомнить».

■ «Боюсь, что теперь, когда я старею, моя память ухудшается».

Это лишь убеждения, но слишком часто люди относятся к ним как к фактам. По поводу памяти существуют некоторые очень распро­страненные заблуждения: что это врожденная способность, кото рая не поддается изменению; что у каждого есть лишь определен ное ее количество; что она зависит от возраста и ухудшается по мере старения.

На самом деле память - это не объем и не содержание, а про­цесс. Это нечто, что мы делаем, а не то, что мы имеем: мы помним, вспоминаем.

Возможность помнить зависит от связей между вещами, кото­рые мы создаем. Представьте, что вы делаете каталог. Если вы ссылаетесь на книгу или на человека только по одному признаку, то у вас есть только одна единица данных и, соответственно, лишь один путь доступа к этой информации. Если же вы использовали несколько различных признаков, относящихся к разным аспектам, то у вас есть несколько путей доступа к данной информации.

Как коучеры, мы пришли к выводу, что вы можете невероятно улучшить свою память, если будете опираться на два ее аспекта: кодирование и хранение, с одной стороны, и извлечение из памя­ти - с другой.

КОДИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Если вы хотите улучшить свою способность точного кодирования и сохранения информации, вам нужно обратить внимание на сле­дующее:


Практический курс НЛП



■ Ваши установки, убеждения и чунства.

■ Насколько вы сосредоточиваетесь на информации, которую хотите со­хранить.

■ Насколько ваши органы чувств вовлечены в процесс переработки ин­формации.

ПОЗИЦИИ, УБЕЖДЕНИЯ И ЧУВСТВА

Джон был внутренним бизнес-тренером организации, кото­рый всегда хорошо запоминал имена. Однако в течение послед­них двух лет он злился на повышение рабочей нагрузки и на все возрастающее количество делегатов. В один прекрасный день он заявил коллеге: «Я не в состоянии запомнить все их имена». Раз­очарование и гнев Джона оказывали влияние на его убеждения по поводу его способности запоминания, которые, правда, не меша­ли ему помнить огромный объем информации, в том числе новых исследовательских данных внутри сферы его компетенции. На са­мом деле он не хотел помнить имена всех делегатов, потому что, по его мнению, их было слишком много. Ничего удивительного, что в результате он стал находить это сложным, несмотря на то что в течение многих лет предметом его гордости было знание им наизусть всех их имен. Но теперь его чувства были другими.

МОРАЛЬ. Обращайте внимание на ваши мысли и чувства по поводу материала, который вы хотите запомнить.

Чувства могут влиять на процессы кодирования и хранения ин­формации также другими путями. Помните ли вы свой первый день в школе? Многие помнят, часто в мельчайших подробностях. А второй день? Вероятно, нет. Причина такой разницы заключается в том, что первый день в школе - особый день: вы могли с нетер­пением ожидать его или, наоборот, страшиться; он мог оказаться восхитительным или ужасным. Учительница могла быть по-настоя-Щему доброй и снисходительной или требующей от вас умений, которыми вы еще не владели. Игровая площадка могла оказаться замечательным местом для вашей беготни или, напротив, ужа-



Ян Макдермот, Венди Яг,


сающей и опасной территорией, где великаны, на целый год стар­ше вас, носились мимо и вокруг, громко вопили и буйно играли. В общем, с этим днем могла быть связана целая гамма чувств, а сильные чувства могут способствовать яркому и прочному кодиро­ванию.

МОРАЛЬ. Вовлекайте свои чувства в процесс запоминания, чтобы ярко запомнить то, что вы хотите запомнить.

Правда, некоторые чувства лучше всего забыть, и ваш мозг может и это. Человек, переживший автомобильную аварию или другую серьезную травму, нередко помнит это в сильно отредактирован­ном виде или вовсе забывает. Иногда случившееся в детстве и за­тем успешно забытое травматическое событие дает начало фобии: человек испытывает ужас перед определенными ситуациями, сам не зная, почему. Мозг на самом деле сохранил информацию, но как бы в секретной папке. В НЛП есть способы работать с этими секретными папками, но разумней это делать с помощью специа­листа. Если, однако, вы чувствуете, что имеете дело с самой ба­нальной забывчивостью, обусловливаемой не столь сильными чув­ствами, то к вашим услугам - некоторые хорошие техники НЛП, позволяющие извлекать нужную информацию.

МАРШРУТЫ, ВЕДУЩИЕ К УТРАЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Один из успешных путей - вспомнить обстоятельства, в которых вы впервые узнали эту информацию. Может быть, это было имя какого-то участника вечеринки? Или что-то, что вы слышали по радио? Напомните себе как можно больше деталей этой вече­ринки, привлекая информации из всех сенсорных систем. С кем вы говорили? Где вы сидели или стояли? Какая музыка играла? И так далее. Заполняя таким образом контекст, вы можете обна­ружить, что искомая подробность «выскочила» в ваше сознание сама собой или же что этот поисковый процесс будет развивать-


Практический курс НЛП



ся, получая новые стимулы, и приведет к тому же результату не­сколько позже.

2. Вы забыли что-то, потому что ощущали дискомфорт, напряже­ние или были чем-то расстроены? Если вам необходимо или вы хотите извлечь забытую информацию, сосредоточьтесь на ва­ших чувствах здесь-и-сейчас. Представьте их бусинами на нит­ке. В другие моменты и периоды вы уже ощущали нечто подоб­ное, а поскольку мозг сохраняет подобные вещи вместе, то ваше внимание к собственным чувствам может привести вас «вдоль нитки» ко времени и обстоятельствам, которые вы забыли.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Насколько много внимания вы уделяете информации, которую хотите сохранить? Одно из наиболее поразительных качеств лю­дей, убежденных в том, что у них плохая память, - это насколько хорошо у них получается плохо помнить! Пусть, например, вас с кем-то познакомили, но, когда вам говорили имя этого человека, вы были озабочены чем-то другим. Когда позже вы пытаетесь вспомнить это имя, то у вас в памяти всплывают лишь ваша то­гдашняя забота и внешность этого человека. Данная ситуация во­все не означает, что у вас что-то не в порядке с памятью. Вы честно закодировали именно то, что в тот момент происходило. Вы были в озабоченном состоянии, то есть у вас происходил некий внут­ренний диалог. Поэтому всякая дополнительная слуховая инфор­мация, например, чье-то имя, должна была вступить в конкурен­цию с вашими внутренне порождаемыми слуховыми сигналами. То, что вам оказалось легче вспомнить внешность человека, впол­не естественно: во-первых, потому, что визуальные данные вооб­ще обычно вспоминаются легче, поскольку запоминаются более ярко, и, во-вторых, потому, что в тот момент они меньше конкури­ровали с внутренними сигналами.

На что будет обращено ваше внимание, то и останется в вашей памяти. Увы, плохое кодирование слишком часто путают с плохой памятью.



Ян Макдермот, Венди Яго


У Гарри часто возникали проблемы с его женой Сьюзен, пото­му что оказывалось, что он не помнит вещи, которые она ему говорила или просила его сделать. Он мог забыть купить что-то по дороге домой с работы, если эта покупка не относи -лась к числу регулярных; у него вылетали из головы планы на уик-энд, которые она подробно ему объяснила. В этих случаях Сьюзен начилала выговаривать Гарри, а тот злился и вставал в оборонительную позицию. Однако оба они хотели бы понять, что же происходит. Иногда Сьюзен казалось, что забывчивость Гарри связана с его равнодушием к ней или к их домашней жизни в то время, когда он находится на работе: Гарри обожал свою работу инженера и, по-видимому, всегда все помнил про коллег и проекты, даже самое пустяковое. В один прекрасный день наступил взрыв: Сьюзен обвинила Гарри в том, что он ма ло о ней заботится. После того, как в дальнейшем разговоре они оба «выпустили пар», Гарри признался, что он тоже рас­строен: он не может понять, что же происходит с его памятью. Сьюзен заметила, что дело наверняка не в памяти, потому что некоторые вещи он помнит очень хорошо, а в том, как он сам запоминает или не запоминает. Поразмыслив об этом, Гарри сказал: обычно она говорит ему что-то в те моменты, когда они заняты каким-то совместным делом, таким, как мытье посуды, или во время телевизонной рекламы. Она говорила ему что-то тогда, когда это приходило ей в голову. Но что ей никогда не приходило в голову, так это выяснить, внимательно ли Гарри в данный момент ее слушает. Они поняли, что на самом деле Гарри ничего не забывает, потому что забывать нечего: инфор­мация не кодируется надлежащим образом. После этого от­крытия Сьюзен, когда собиралась сказать ему что-то, желая, чтобы он это запомнил, предварительно убеждалась, что рас­полагает всей полнотой его внимания. Иногда они смеялись и шутили по этому поводу. И Гарри перестал «забывать».

ВНУТРЕННЯЯ ПЕРЕРАБОТКА

Кодирование информации предполагает ее внутреннюю пере­работку, которая задействует репрезентативные системы - соот ветственно органы чувств. Из этого факта можно сделать несколь­ко выводов.


Практический курс НЛП



1. Нам обычно легче запоминать с помощью определенных пред­почтительных репрезентативных систем. Если у вас выраженно преобладает визуальная система, то, когда вас с кем-нибудь знакомят, постарайтесь составить внутренний образ лица этого человека и, например, увидеть его имя на лбу этого образа ли­бо в виде эмблемы или ожерелья около его лица. Если же вы знаете, что вам легче запоминать звуки, послушайте звучание имени этого человека и внутренне сохраните его рядом с его об­разом, чтобы, когда вы в следующий раз его увидите, визуаль­ный образ проассоциировался с именем. Движение глаз, акти­визирующее репрезентативную систему, с помощью которой вы хотите сохранить информацию, может способствовать тому, что­бы это получилось у вас оптимальным образом.

2. Чем больше вовлечено в запоминание репрезентативных сис­тем, тем более богатой получится сохраняемая в памяти внут­ренняя репрезентация. Вы можете целенаправленно вовлекать репрезентативные системы — это будет способствовать кодиро­ванию. Чтобы сделать образы в памяти действительно богатыми и доступными по разным путям, используйте как можно больше своих органов чувств. (Например, можно запомнить кое-что по поводу рукопожатия вашего нового знакомого - температуру, влажность, силу пожатия руки.)

3. Для некоторых вещей наилучшее кодирование происходит с помощью определенных репрезентативных систем. Это значит, что, прежде чем кодировать, мы должны привлечь соответст­вующую систему. Например, устойчивое хорошее правописа­ние в английском языке в большей степени зависит от визуаль­ной переработки. НЛП показало, что все грамотно пищущие лю­ди сохраняют в памяти зрительные образы слов - то, «как они выглядят». Когда им нужно написать слово, они обращаются к этой внутренней картине. Стратегия НЛП, направленная на фор­мирование грамотности, основана именно на этом. Она весьма успешно применяется в работе с людьми, желающими улучшить свое правописание. Подобно многим другим техникам, кото­рые мы упоминали, этот метод, может быть, вы можете освоить на тренинговом курсе НЛП.



Ян Макдермот, Венди Яго


Люди, хорошо усваивающие физические навыки, обычно сохра­няют информацию о них кинестетически, и поэтому они не всегда могут объяснить свои действия словами. Один наш знакомый хо рошо владеет плотницким ремеслом. Когда его друг попросил объ­яснить ему, как работать на токарном станке, тот обнаружил, что совершенно не в состоянии это сделать или даже вспомнить, как он сам работает на этом станке. Ему пришлось сесть за станок и пора -ботать за ним: его руки знали, что делать.

Вы можете научиться с легкостью включать любую репрезента­тивную систему. Если будете практиковаться. Другим, не утруждав­шим себя таким образом, это может казаться удивительным. Ана­логичную вещь можно сказать о культурах в целом. Например, во всякой культуре, опирающейся на устную традицию, достигают высокого развития стратегии слухового запоминания — ритм, риф­мы, мнемоника. В Древней Греции совершенно естественно было, что эпические поэмы длиной в тысячи строк вверялись памяти и точнейшим образом пересказывались. Для нас же это выглядит почти невероятным. Подобные навыки еще сохраняются в некото рых частях Африки, где грамотных людей мало и компьютеров еще меньше, а также в Индии.

С другой стороны, представьте себе, сколь странно было бы пытаться научиться танцу путем чтения книги о нем или выучить песню, глядя на изображения поющих людей. Для всякой работы нужны подходящие средства. Поэтому, когда вы хотите что-ни­будь освоить, постарайтесь подключить к этому подходящую ре презентативную систему.

ЗНАКОМСТВО С СОБСТВЕННОЙ ПАМЯТЬЮ

► Ощутите любопытство по поводу своей памяти. Что вам легко запоминать? Что вы склонны забывать? Говорят ли вам ваши стереотипы нечто о том, что для вас важно и что не столь важ­но? Какие репрезентации возникают и удерживаются у вас лег­че всего? Каких ограничивающих убеждений вы придерживав тесь?


Практический курс НЛП



* Каким образом вы запоминаете что-либо? Представляете ин­формацию в виде картинок? Рассказываете себе истории? Слу­шаете, как кто-то рассказывает вам? Пробуете на собственном опыте? Учитесь на своих ошибках?

► Как вы забываете? У вас просто возникает «пустота в голове»? Вы отвлекаетесь и обнаруживаете, что думаете о чем-то другом? Говорите себе: «Я не долж (ен, на) это забыть» - и тогда сами эти слова направляют вас скорее к забыванию, чем к запомина­нию?

► Как у вас вспоминание и забывание связаны с вашим интере­сом к информации и с вашими чувствами по ее поводу?

► На какие вещи у вас «плохая память» и почему?

► Может быть, у вас есть свойство хорошо помнить те вещи, кото­рые вы на самом деле предпочли бы забыть? Мы знали одного человека, который легко и прочно запоминал все ситуации неус­пеха и третирования со стороны других. Если вы как раз такой человек, как вы кодируете этот опыт? Как бы просматриваете фильм? Слушаете магнитофонную запись? Переживаете чувст­ва? Чтобы точно определить, как вы это делаете, вы можете вос­пользоваться представлением о субмодальностях. Затем вы мо­жете перекодировать свой опыт с помощью других субмодаль­ностей, которые сделают его менее влиятельным. Кроме того, вы теперь знаете, какие субмодальности столь эффективно обес­печивали вам запоминание вещей, которые вы не хотели пом­нить. Отныне вы можете начать использовать их для запомина­ния более достойной информации.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПАМЯТИ

Книг, посвященных улучшению памяти, очень много, и вы най­дете в них комплект стандартных советов. Чтобы вы не заглатыва­ли все без разбора, мы хотим здесь показать, как на самом деле работают некоторые из этих техник, чтобы вы могли построить не­что свое.

12 - П15 Маклермот



Ян Макдермот, Венди Я


Кодирование и извлечение тесно связаны между собой. Брюс Четвин в своей книге «Songlines» приводит очень хороший пример взаимодействия этих двух процессов. Будучи в Австралии, Четвин узнал, что культура аборигенов кодируется и транслируется через песни, связанные с невидимыми извилистыми путями, проходя­щими по их стране, - Songlines, песенные пути. Таким образом, истории древнего Времени Снов кодировала, передавая от поко­ления к поколению, сама земля и все ее естественные черты, каж­дый холмик и бугорок.

Аборигены поют эти свои песенные пути в виде рифмованных двустиший, соответствующих отрезку времени, который нужен, чтобы пройти определенный участок местности. Страна и песня -одно целое. Более того, согласно Четвину, австралийские абори­гены верят, что они песней вызывают свою землю к существова­нию, когда идут по ней. Такова эта удивительная смесь географии и мифологии. Каждое племя имеет свою территорию и свой песен­ный путь и знает историю соседей на основании связей между их песенными путями.

Путешествуя в глухих местах, Четвин однажды подвозил чело­века по имени Лимпи. Тот хотел посетить место, где никогда рань­ше не был, но которое было очень важно для его песенного пути. После семи часов езды на автомобиле, примерно в десяти милях от долины Лимпи, который неотрывно смотрел в окно, начал бор мотать и быстро жестикулировать. Он начал узнавать места, о ко­торых прежде только слышал, и напевать самому себе песенный путь. Но ему приходилось делать это в большой спешке из-за авто­мобиля: его песенный путь был предназначен для скорости пеше хода.

Кодирующая функция песенного пути определялась тем, что пение и ходьба по местности с пристальным вниманием к деталям сопутствовали друг другу, причем имелась линейная последова­тельность: каждой ноте мелодии соответствовала некая черта ланд­шафта. Это значительно облегчало запоминание песенного пути и вместе с тем передачу его всем членам племени из поколения в поколение.

Когда автомобиль в своем движении попадал на песенный


практический курс НЛП



путь, в памяти Лимпи песня всплывала вся целиком, но как только проложенная людьми дорога отклонялась от него, «выключался» и Лимпи до момента новой встречи.

Отчасти сходный процесс использовался римскими ораторами, когда им нужно было запомнить сложную речь. Они связывали заго­ловки своей речи в их правильной последовательности с элемен­тами некой другой последовательности, которую знали хорошо, например, с ориентирами пути в определенном здании или на до­роге. Таким образом, они привлекали то, что уже помнили, для помощи в запоминании новой речи.

Если вы хотите использовать эту стратегию, чтобы запомнить, например, какой-нибудь текст или презентацию, выберите мар­шрут, который вы знаете действительно хорошо. Мысленно прой­дите его, останавливаясь около каждого заметного места и находя способы ассоциировать это место с очередным пунктом вашей ис­тории или презентации. Ассоциации можно изобретать, и чем бо­лее смешными или яркими они получатся, тем легче будет вам их запомнить.

ВАЖНОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Установление последовательности и другие формы категори­зации — важные и характерные особенности хорошей памяти, по­тому что они действуют в качестве способов связи и упорядочива­ния информации: как ее сохранение, так и извлечение зависят от способности мозга к эффективной категоризации. Нам легче со­хранить информацию, если для нее уже есть адекватное место, или легче извлечь ее, если мы знаем, куда ее поместили.

Мы можем предложить вам для использования более чем од­ну систему. Сознательный разум обращается к рациональным и ло­гическим стратегиям, в то время как ассоциативная наша часть на­ходит применение другим видам сходства и подобия. На этом ос­нована мнемоника. Например,чтобы запомнить порядок Великих Озер Северной Америки (Superior, Michigan, Huron, Erie, Ontario), Можно использовать фразу: Shall Mother Have Egg Omelette (Будет ли мама есть яичный омлет). Другая мнемоника Richard of York



Ян Макдермот, Венди я


Gave Battle in Vain — дает последовательность цветов радуги (ри­чард Йоркский дал сражение напрасно; русский вариант мнемо­ники для цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Может быть, вы найдете полезным использовать мнемо­нику для последовательности, которую хотите запомнить?

Та или иная связь одной идеи с другой, известного с неизвест­ным или воображаемым составляет суть функционирования па­мяти. Когда мы хотим запомнить что-нибудь, мы используем связи для размещения информации; когда хотим ее извлечь, то следуем по маршруту, проложенному связями. Один из способов запом­нить сразу довольно большой объем информации - это рассказать себе историю.

ВЫБОР ТРИГГЕРОВ

Наконец, чтобы нам было легче восстановить смысл, когда он нам нужен, мы обращаемся к триггерам. Компьютерные значки, обозначающие файлы или папки, мыслительные схемы, цветовое кодирование, имена или другие слова, обозначающие целые тек­сты, — все это триггеры. Имя «Золушка» несет с собой целую сказку -комплект идей, чувств и событий. Мы можем пользоваться тригге­рами для каждого из органов чувств. Красный, желтый и зеле­ный — триггеры на автотрассе. Черный и желтый, используемые для обозначения радиоактивности, — распространенные триггеры, вызывающие у нас сознание опасности. Колебание звука сирены между высоким и низким тоном сообщает нам о близости одной из скорых служб. В НЛП этот процесс связывания определенного стимула с конкретным же комплексом информации и чувств назы­вается «якорением». Использование якоря — элегантный и эффек­тивный способ доступа к информации или состоянию. Для Лимпи и его единоплеменников каждая черточка ландшафта являлась яко­рем по отношению к их истории и идентичности.

► Подумайте о том, какие у вас могут иметься якоря для опреде­ленных воспоминаний или состояний. Песни, запахи, цвета, мес­та - все это может действовать как якоря.


практический курс НЛП



Выберите что-нибудь, что вы легко вспоминаете. Какие якоря вы используете?

► И теперь как вы можете применить этот навык, который у вас уже есть, когда вы захотите что-нибудь запомнить?

Улучшение памяти, по сути, включает два процесса: нахождение эффективных путей кодирования нужной информации и эффек­тивных путей для ее извлечения. НЛП предлагает вам много раз­ных способов для повышения эффективности этих путей, а также много способов для того, чтобы вы могли «подогнать» вашу память к вашим конкретным нуждам.

Однако вы должны над этим работать. Улучшение памяти - то же самое, что наращивание мышц. Этим нужно последовательно заниматься. Если вы будете над этим работать, то сможете значи­тельно улучшить свою память, причем старость никак или почти никак на нее не повлияет. Если нет — получите наглядную иллюст­рацию правила: что не используешь, то теряешь.

Ниже мы даем несколько рекомендаций по эффективной ор­ганизации сенсорной активности и тем самым по эффективному кодированию. В каждом из трех случаев вы должны сосредото­читься на одной из систем переработки и извлечения опыта. Чтобы достичь одинаковой эффективности со всеми тремя репрезента­тивными системами — визуальной, слуховой и кинестестической, — вам нужно практиковаться.