Типы данных

 

Решение задач на ПК - это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы, в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Переменная- проименнованная ячейка памяти. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом и значением.

 

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например дробные и целые числа, слова, строки и т.д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

 

Представим типы данных в виде:

1. Простые типы: Порядковые типы, Целые типы , Логический тип , Символьный тип , Перечисляемый тип , Интервальный тип , Вещественные типы, Ссылочный тип

2. Структурированные типы : Строковый тип , Регулярный тип , Комбинированный тип , Множественный тип , Файловый тип

3. Процедурные типы

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто в программирование. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе.

В Паскале предопределены следующие простейшие типы переменных:

BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).

BOOLEAN логическое значение определяется двумя значениями: true (истина) и false (ложь). Он применяется в логических выражениях и выражениях отношения. Для размещения в памяти - 1 байт.

WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.

INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.

LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.

REAL число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт. Действительные числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики, только целая часть от дробной отделяется точкой. Если точка отсутствует, число считается целым. Перед числом может стоять знак «+» или «-». Если знака нет, то число считается положительным.

Числа в форме с плавающей точкой представляются в экспоненциальном виде: mE+p, где m – мантисса (целое или дробное число), Е означает 10 в степени, р – порядок (целое число).

Например, 5.18Е+2 = 5.18 * 102 = 518

10Е-03 = 10 * 10 –3 = 0.01

 

DOUBLE число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, Литерный (символьный) тип char определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII. Например , код символа 'A' при русской раскладке клавиатуры будет равен 192. Для размещения в памяти переменной литерного типа нужен 1 байт.

 

STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.