рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные понятия системы программирования Турбо Pascal

Основные понятия системы программирования Турбо Pascal - раздел Программирование, Содержание   ...

Содержание

 

Введение..................................................................................................................стр.2

Основная.часть……………………………………………………………….…..стр.3

Глава.1..Основные.понятия.системы.программирования.Турбо.Pascal...........стр.4

 

1.1..Алфавит.и.словарь.языка.Паскаль...................................................стр.4

1.2...Зарезервированные.(служебные)..слова........................................стр.5

1.3..Идентификатор..................................................................................стр 6

1.4..Структура.программы......................................................................стр.6

1.5...Типы.данных.....................................................................................стр.7

1.6..Арифметика.Паскаля..........................................................................стр.8

1.7...Строковые.величины....................................................................... стр.11

 

Глава.2..Операторы.языка.Паскаль.......................................................................стр.14

2.1..Оператор.присваивания....................................................................стр.14

2.2.Ввод.и.вывод.данных.........................................................................стр.15

2.3..Оператор.безусловного.переход......................................................стр.16

2.4..Пустой.оператор................................................................................стр.17

2.5..Структурные.операторы...................................................................стр.17

2.6..Условные.операторы.........................................................................стр.17

2.7..Оператор выбора.Case.......................................................................стр.18

2.8..Операторы.повтора.(цикла)..............................................................стр.20

2.9..Оператор.While-.оператор цикла с предусловем ..........................стр.21

2.10..Оператор.цикла.Repeat...................................................................стр.22

 

Глава.3..Структурированные.типы.данных..........................................................стр.23

3.1..Одномерные.массивы........................................................................стр.23

3.2..Двумерные.массивы...........................................................................стр.24

3.3 Алгоритмы сортировки одномерных массивов ……………….… стр.26

3.4..Записи.................................................................................................. стр.27

 

Глава.4..Процедуры.и.функции..............................................................................стр.29

4.1..Функции...............................................................................................стр.29

4.2..Процедуры...........................................................................................стр.30

 

Глава.5..Работа.с.файлами.......................................................................................стр.31

5.1..Файлы.и.их.виды.в.Турбо.Пас...........................................................стр.31

5.2..Доступ.к.файлам..................................................................................стр.32

5.3..Текстовые.файлы.................................................................................стр.33

5.4..Типизированные.файлы......................................................................стр.35

Заключение ………………………………………………………………………....стр. 39

Литература..................................................................................................................стр.40

Приложение 1 Практические работы стр.41

Приложение2 Сборник задач стр.


 

Введение

Данное учебное пособие предназначена для студентов 3 курса специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», проходящих курс обучения по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», а также может быть использована студентами других специальностей при изучении дисциплины «Информатика». В настоящее время, данное учебное пособие используется студентами указанных специальностей.

Учебное пособие ориентировано на использование средств алгоритмического языка программирования Турбо Pascal и имеет целью восполнить недостаток учебно методической литературы по данной дисциплине. Выбор для изучения среды программирования Турбо Pascal не случаен, так как Язык Турбо Pascal был одним из языков, созданных для обучения и получивших популярность, как и новичков, так и в серьёзном программировании. При его создании успешно решена задача сочетания сравнительной простоты языка с потенциальной широтой области его применений, в отличии от своих предшественников (в частности Бейсика). Паскаль допускает разнообразные типы составных объектов:

запись - упорядоченный набор проименованных объектов произвольных типов;

файл - упорядоченный набор однородных данных, размещаемых во внешней памяти;

множество - набор элементов одного типа, кодируемых отрезками натурального ряда или произвольными именами.

В Паскале имеется оператор варианта, т. е. выбора одной из нескольких альтернативных последовательностей (ветвей) операторов по вычисляемому номеру ветви.

В пособии представлены: основные понятия системы программирования Турбо Pascal, операторы языка, структурированные типы данных, процедуры и функции, работа с файлами. Приведено большое количество примеров с комментариями для выполнения. Наряду с теоритическим материалом, в качестве приложения приведены методические рекомендации, задания для практических работ по разделам курса «Основы алгоритмизации и программирования», касающихся изучения базовых конструкций и принципов программирования на языке Turbo-Pascal, приведен сборник задач к практическим работам с оценкой сложности.

Задачей данного пособия и приложений к нему является изучение основ языка программирования Турбо Pascal, систематизация и расширение знаний, освоение студентами навыков работы в среде программирования, развитие у них навыков самостоятельной работы и развитие логического мышления.

Учебное пособие рекомендуется использовать при подготовке к урокам и практическим занятиям, а также для самостоятельного изучения возможностей среды программирования Турбо Pascal.


 

Основная часть.

Процесс решения задачи на ПК – это совместная деятельность человека и машины. Его условно можно разделить на несколько этапов. Человеку отводятся шаги, связанные с творческой деятельностью (постановкой, алгоритмизацией, программированием), на долю компьютера – этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом. При этом говорят, что компьютер выполняет программу (последовательность команд), реализующую данный алгоритм.

Команды, предназначенные для ПК, должны быть представлены в виде, понятном машине. Для этого применяются языки программирования.

Существуют такие языки, которые отражают структуру данного класса машин, и поэтому их называют машинно-ориентированными языками или языками низкого уровня. Чтобы реализовать заданный алгоритм с помощью языка низкого уровня необходимо записать программу, представляющую собой определенную последовательность нулей и единиц. Особенностью этих языков является жесткая ориентация на определенный тип аппаратуры. В стремлении приспособить эти языки к человеку, был разработан язык символического кодирования – язык ассемблера.

Для облегчения труда программистов были созданы языки программирования, которые строились на основе определенного алфавита и строгих правил построения предложений. Отличительной особенностью этих языков является их ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операторов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Такие языки принято называть языками программирования высокого уровня. К ним относятся: Бейсик, Паскаль, , Си+, Делфи и многие другие.

Так как текст, записанной программы на языках высокого уровня не понятен ПК, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется он специальными программами – трансляторами.

Существует два основных вида трансляторов: интерпретаторы (трансляторы, производящие пооператорную обработку и выполнение программы) и компиляторы (трансляторы, преобразующие всю программу в модуль на машинном языке и только после записи в памяти ПК, выполняющие исходную программу).

Язык программирования Паскаль получил свое название в честь выдающегося французского математика, физика, философа Блеза Паскаля (1623-1662), который изобрел механическую счетную машину для выполнения арифметических операций (паскалево колесо, как говорили современники). В 1965 году Международная федерация по обработке информации (IFIP) предложила нескольким специалистам в области информатики принять участие в создании нового языка программирования. Среди них был швейцарский ученый Н.Вирт. Вскоре он и его сотрудники из Федерального технического университета подготовили первую версию Паскаля, затем – первый вариант компилятора, а в 1971 году вышло описание языка. В середине 80-х гг. фирмой Borland International, Inc (США) для повышения качества и скорости разработки программ была создана система программирования Турбо Паскаль, расширившая область применения языка и развившая сам язык программирования.

Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста на языке программирования, трансляция и отладка программы. Для каждого этапа требуются специальные средства: редактор текстов, компилятор, включающий в себя компоновщик – для построения исполняемого компьютером программного модуля и отладчик – для отладки программы.


 

Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Pascal

Общие сведения

 

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

Как ввести информацию в память (ввод).

Как хранить информацию в памяти (данные).

Как указать правильные команды для обработки данных (операции).

Как передать данные из программы пользователю (вывод).

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

· некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);

· другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);

· третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

Это список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

· Turbo.exe – интегрированная среда программирования;

· Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;

· Turbo.tp – файл конфигурационной системы;

· Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run или нажатие клавиш <CTRL>+>F9>

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

 

Алфавит и словарь языка Паскаль

Алфавит Паскаля составляют: прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ; десятичные цифры: 0, 1, 2,…9; …   · Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть…

Зарезервированные (Служебные) слова

имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для…   Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль : Служебное слово Значение Служебное…

Идентификаторы

· Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток). · Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания. · Максимальная длина – 127 символов.

Структура программы

  2. Раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы,… список имен подключаемых библиотечных модулей (определяется зарезервированным словом uses);

Технология программирования

Включает шесть технологических операций (этапов):

Постановка задачи.

Описание входных, промежуточных и выходных данных.

Алгоритм – структограмма.

Блок-схема программы

Написание текста программы.

Отладка, получение результатов.

 

Типы данных

Решение задач на ПК - это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале… Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе…  

Арифметика паскаля

Арифметические операции

Операция Действие Тип операндов Тип результата
+ Сложение Целый, вещественный Целый, вещественный
- Вычитание Целый, вещественный Целый, вещественный
* Умножение Целый, вещественный Целый, вещественный
/ Деление Целый, вещественный Вещественный
DIV ( a div b) Целочисленное дел. ( a на b) {10 div 3 → 10:3=3} Целый Целый
MOD (a mod b) Остаток от деления ( a на b) {10 mod 3 → 1} Целый Целый
+ Сохранение знака Целый, вещественный Целый, вещественный
- Отрицание знака Целый, вещественный Целый, вещественный

 

Операции отношения

Операции отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение или ложно. Сравниваемые величины могут принадлежать к любому типу данных, и результат всегда имеет логический тип, принимая одно значение из двух: истина или ложь.

Операция Название Выражение
= Равно А=В
<> Неравно А<>B
> Больше A>B
< Меньше A<B
>= Больше или равно A>=B
<= Меньше или равно A<=B

 

Стандартные математические функции

Логические операции

Логические выражения в результате вычисления принимают логические значения True (истина) и False (ложь). Операндами это выражения могут быть логические константы, переменные, отношения.

В Паскале имеется 4 логические операции: отрицание –NOT (не), логическое умножение –AND (и), логическое сложение – OR (или), исключающее «или» -XOR (не или) . Использованы обозначения: T – true, F – false.

Логическое выражение – запись или устное утверждение, в которое, наряду с постоянными, обязательно входят переменные величины (объекты). В зависимости от значений этих переменных логическое выражение может принимать одно из двух возможных значений: ИСТИНА (логическая 1) или ЛОЖЬ (логический 0)

 

Сложное логическое выражение – логическое выражение, составленное из одного или нескольких простых (или сложных) логических выражений, связанных с помощью логических операций.

 

Логические операции и таблицы истинности

 

Операция Действие Выражение
AND (конъюнкция) Логическое И А and B
OR (дизъюнкция) Логическое ИЛИ А or B
NOT (отрицание или инверсия) Логическое НЕ   not A not B

 

Используя операцию И можно объединять несколько условий. Например, некоторое действие выполняется только в том случае, если:

1 < a < 5 ,

тогда это условие можно записать так:

( 1 < a ) and ( a < 5 ) ,

причем значение этого условия истинно только в том случае, если истинны оба входящих в него простых условия.

F=A and B (F=A & B)
A B F

 

Логическое умножение КОНЪЮНКЦИЯ - это новое сложное выражение будет истинным только тогда, когда истинны оба исходных простых выражения. Конъюнкция определяет соединение двух логических выражений с помощью союза И.

 

F=A or B(F=A + B)
A B F

 

Логическое сложение – ДИЗЪЮНКЦИЯ - это новое сложное выражение будет истинным тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из исходных (простых) выражений. Дизъюнкция определяет соединение двух логических выражений с помощью союза ИЛИ

 

 

A Не А

 

Логическое отрицание : ИНВЕРСИЯ - если исходное выражение истинно, то результат отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то результат отрицания будет истинным/ Данная операция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО

 

Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении:

1. инверсия

2. конъюнкция

3. дизъюнкция

Для изменения указанного порядка выполнения операций используются скобки.

 

Строковые величины

Литерный (символьный) тип char определяется множеством значений кодовой таблицы символов ASCII . Каждому символу задается целое число от 0 до 255. В… Пример. Program lit;

Глава 2. Операторы языка Паскаль.

 

Общие сведения

Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Основная часть программы на языке Турбо Паскаль представляет собой последовательность операторов. Разделителем операторов служит точка с запятой. Операторы, не содержащие других операторов, называются простыми. К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызова процедуры, пустой. Структурные операторы представляют собой конструкции, построенные из других операторов по строго определенным правилам. Эти операторы можно разделить на три группы: составные, условные и повтора.

 

Оператор присваивания

В Паскале в качестве оператора присваивания служит пара символов :=.

Формат оператора:

<идентификатор>:=<выражение>;

В качестве выражения может быть использовано:числовая константа>;

<идентификатор>:=<символьная константа>;

<идентификатор>:=<строковая константа>;

<идентификатор>:=<числовая переменная>;

<идентификатор>:=<символьная переменная>;

<идентификатор>:=<строковая переменная>;

<идентификатор>:=<арифметическое выражение>;

 

Принцип действия оператора присваивания:

Идентификатору стоящему слева от знака присваивания присваивается значение специального выражения стоящего справа от знака присваивания.

Обратите внимание, что сначала вычисляется специальное выражение стоящие справа от знака присваивания, а затем, значение этого выражения присваивается идентификатору стоящему слева от знака присваивания.

Следует учитывать также и то, что идентификатор и специальное выражение должны принадлежать одному и тому же типу.

Приведём пример простой программы с использованием оператора присваивания, в которой вычисляется сумма двух введённых с клавиатуры чисел.

Программа :

Program My_Program_1;

Var x,y,z:integer;

Begin

Write('Введите первое число: ');

Readln(x);

Write('Введите второе число:');

Readln(y);

z:=x+y;

Writeln('Сумма чисел ',x,' и ',y,'равна =',z);

End.

 

Дадим пояснения к программе. После служебного (зарезервированного) слова Program следует имя программы. Далее в разделе описания переменных, после слова Var, мы перечисляем все переменные, которые присутствуют у нас в программе с указанием типа переменных. В данном случае мы указали, что все наши переменные будут иметь целый тип.

 

Ввод и вывод данных

Решение даже самой простой задачи на компьютере не обходится без операций ввода – вывода информации. Ввод данных – это передача информации от…  

Ввод данных с клавиатуры

Read (<список переменных>);   В списке перечисляются имена переменных. Значения этих переменных набираются через пробел на клавиатуре и…

Вывод данных

Общий вид: Write(<список вывода>); В списке вывода могут быть представлены выражения допустимых типов данных (integer, real, char и т.д.) и произвольный…

Пустой оператор

 

Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Используется для организации перехода к концу блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока. Для этого перед зарезервированным словом end ставятся метка и двоеточие, например:

Label m;

begin

go to m;

m:

end;

 

Структурные операторы

Структурные операторы представляют собой конструкции, построенные из других операторов по строгим правилам. Их можно разделить на три группы: составные, условные и повтора. Применение структурных операторов в вашей программе очень часто просто незаменимо, потому что они позволяют программисту сделать его программу зависимой от каких-либо условий, например введенных пользователем. К тому же применяя операторы повтора вы получаете возможность обрабатывать большие объемы данных за сравнительно малый отрезок времени

 

Составной оператор

Это оператор представляет собой совокупность произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, и ограниченную операторными скобками begin и end. Он воспринимается как единое целое и может находиться в любом месте программы, где возможно наличие оператора.

 

Условные операторы

Условные операторы предназначены для выбора к исполнению одного из возможных действий, в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может отсутствовать). Для программирования ветвящихся алгоритмов в Турбо Паскале есть специальные операторы. Одним из них является условный оператор If. Это одно из самых популярных средств, изменяющих порядок выполнения операторов программы.

Он может принимать одну из форм:

 

If <условие> then <оператор1> else<оператор2>; {полная форма}

или

 

If <условие> then <оператор>; {не полная форма}

Оператор выполняется следующим образом. Сначала вычисляется выражение, записанное в условии. В результате его вычисление получается значение логического (булевского) типа. Если это значение – «истина», то выполняется оператор1, указанный после слова then. Если же в результате имеем «ложь», то выполняется оператор2. В случае, если вместо оператора1 или оператора2 следует серия операторов, то эту серию операторов необходимо заключить в операторные скобки begin…end.

Обратить внимание, что перед словом else точка с запятой не ставится.

Пример 1. Составить программу, которая запрашивает возраст ребенка и затем выдает решение о приеме ребенка в школу (возраст 7лет).

Program sh;

Var v: integer;

Begin

Write(‘Введите возраст ребенка’);

Readln(v);

If v>=7 then writeln(‘Принимаем в школу’)

else writeln (‘Не принимаем в школу’);

end.

 

Задание. Модифицировать данную программу, чтобы ограничить верхнюю границу приема в школу 16 годами.

Решение:

Program sh;

Var v: integer;

Begin

Write(‘Введите возраст ребенка’);

Readln(v);

If (v>=7) and (v<=16) then writeln(‘Принимаем в школу’)

else writeln (‘Не принимаем в школу’);

end.

 

Пример 2. Даны два числа. Меньшее из этих чисел заменить суммой данных чисел, большее - произведением.

Program sh;

Var x, y,s,p: integer;

Begin

Write(‘Введите 2 числа’);

Readln(x, y);

S:=x+y; p:=x*y;

If x>=y then begin y:=s; x:=p; end else begin x:=s; y:=p; end;

writeln(‘x=’, x);

writeln(‘y=’, y);

end.

 

Оператор выбора Case

Если оператор If обеспечивает выбор из двух альтернатив, то существует оператор, который позволяет сделать выбор из произвольного числа вариантов. Это оператор выбора Case. Он организует переход на один из нескольких вариантов действий в зависимости от значения выражения, называемого селектором.

 

Общий вид:

Case k of

<const1>: <оператор1>;

<const2>: <оператор2>;

…..

<constN>: <операторN>

else <операторN+1>

End;

Здесь k – выражение-селектор, которое может иметь только простой порядковый тип (целый, символьный, логический). <const1>, …<constN> - константы того же типа, что и селектор.

Оператор Case работает следующим образом. Сначала вычисляется значение выражения-селектора, затем обеспечивается реализация того оператора, константа выбора которого равна текущему значению селектора. Если ни одна из констант не равна значению селектора, то выполняется оператор, стоящий за словом else. Если же это слово отсутствует, то активизируется оператор, находящийся за границей Case, т.е. после слова end.

При использовании оператора Case должны выполняться следующие правила:

1. Выражение-селектор может иметь только простой порядковый тип (целый, символьный, логический).

2. Все константы, которые предшествуют операторам альтернатив, должны иметь тот же тип, что и селектор.

3. Все константы в альтернативах должны быть уникальны в пределах оператора выбора.

 

Формы записи оператора: Селектор интервального типа:

Case I of

1..10 : writeln(‘число в диапазоне 1-10’);

11.. 20 : writeln(‘число в диапазоне 11-20’);

else writeln(‘число вне пределов нужных диапазонов’)

end;

 

Селектор целого типа:

Case I of

1 : y:= I+10;

2 : y:= I+20;

3: y:= I +30;

end;

 

Пример 1. Составить программу, которая по введенному номеру дня недели выводит на экран его название.

Program days;

Var day:byte;

Begin

Write(‘Введите номер дня недели’);

Readln(day);

Case day of

1: writeln(‘Понедельник’);

2: writeln(‘Вторник’);

3: writeln(‘Среда’);

4: writeln(‘Четверг’);

5: writeln(‘Пятница’);

6: writeln(‘Суббота’);

7: writeln(‘Воскресенье’)

else writeln(‘Такого дня нет’); end;

end.

 

Пример 2. Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года.

Program m;

Var k:byte;

Begin

Write(‘Введите номер месяца’);

Readln(k);

Case k of

1, 2, 12: writeln(‘Зима’);

3, 4, 5: writeln(‘Весна’);

6, 7, 8: writeln(‘Лето’);

9, 10, 11: writeln(‘Осень’)

else writeln(‘Такого месяца нет’); end;

end.

 

Операторы повтора (цикла)

Если в программе возникает необходимость неоднократного выполнения некоторых операторов, то для этого используются операторы повтора (цикла). В языке Паскаль различают три вида операторов цикла: цикл с предусловием (while), цикл с постусловием (repeat) и цикл с параметром (for).

Если число требуемых повторений заранее известно, то используется оператор, называемый оператором цикла с параметром.

Оператор цикла с параметром имеет два варианта записи:

 

for <имя переменной> := <начальное значение> to <конечное значение> do

<тело цикла>

for <имя переменной> := <начальное значение> downto <конечное значение> do

<тело цикла>

Имя переменной – параметр цикла, простая переменная целого типа; <тело цикла> - операторы или оператор. Цикл повторяется до тех пор пока значение параметра лежит в интервале между начальным и конечным значениями. В первом варианте при каждом повторении цикла значение параметра увеличивается на 1, во втором - уменьшается на 1.

При первом обращении к оператору for вначале определяются начальное и конечное значения, и присваивается параметру цикла начальное значение. После этого циклически повторяются следующие действия.

1. Проверяется условие параметр цикла <= конечному значению.

2. Если условие выполнено, то оператор продолжает работу (выполняется оператор в теле цикла), если условие не выполнено, то оператор завершает работу и управление в программе передается на оператор, следующий за циклом.

3. Значение параметра изменяется (увеличивается на 1 или уменьшается на 1).

Если в теле цикла располагается более одного оператора, то они заключаются в операторные скобки begin … end;

 

Пример 1. Вывести на экран таблицу перевода из градусов по шкале Цельсия в градусы по Фаренгейту для значений от 15°С до 30°С с шагом в 1°С. Перевод осуществляется по формуле: F=C*1.8+32.

Program zf;

Var i:integer; f:real;

Begin

Writeln(‘Температура’);

For i:=15 to 30 do

Begin

F:=i*1.8+32;

Writeln(‘по Цельсию’, i, ‘по Фаренгейту’, f:5:2);

End;

End.

 

Пример 2. Вывести на экран натуральные числа от 1 до 9 в обратном порядке.

Program z;

Var i:integer;

Begin

For i:=9 downto 1 do Writeln(i);

End.

 

Оператор While- оператор цикла с предусловием

Если число повторений заранее неизвестно, а задано лишь условие его повторения (или окончания), то используются операторы while и repeat. Оператор While часто называют оператором цикла с предусловием. Так как проверка условия выполнения цикла производится в самом начале оператора.

Общий вид:

While <условие продолжения повторений> do

<тело цикла>;

Тело цикла – простой или составной оператор или операторы. Если операторов в теле цикла несколько, то тело цикла заключается в операторные скобки begin…end.

Перед каждым выполнением тела цикла вычисляется значение выражения условия. Если результат – «истина», тело цикла выполняется и снова вычисляется выражение условия. Если результат–«ложь», происходят выход из цикла и переход к первому после while оператору.

Пример. Найти сумму 10 произвольных чисел.

Program z;

Const N=10;

Var k, x, s: integer;

Begin

k:=0; s:=0; {k- количество введенных чисел}

while k < n do

begin

k:=k+1;

write(‘Введите число’);

readln(x);

s:=s+x;

end;

writeln(‘Сумма чисел равна’, s);

end.

 

Оператор цикла Repeat

Оператор цикла repeat аналогичен оператору while, но отличается от него, во-первых, тем, что условие проверяется после очередного выполнения операторов тела цикла и таким образом гарантируется хотя бы однократное выполнение цикла. Во-вторых, тем, что критерием прекращения цикла является равенство выражения константе true . За это данный оператор часто называют циклом с постусловием, так как он прекращает выполняться, как только условие, записанное после слова until, выполнится. Оператор цикла repeat состоит из заголовка, тела и условия окончания.

Общий вид:

Repeat

<оператор>

. . . . .

<оператор>

until <условие окончания цикла>

Вначале выполняется тело цикла, затем проверяется условие выхода из цикла. В любом случае этот цикл выполняется хотя бы один раз. Если условие не выполняется, т.е. результатом выражения является False, то цикл активизируется еще раз. Если условие выполнено, то происходит выход из цикла. Использования операторных скобок, в случае, если тело цикла состоит из нескольких операторов, не требуется.

Пример. Составить программу, которая вводит и суммирует целые числа. Если введено значение 999, то на экран выводится результат суммирования.

Program s;

Var x, s:integer;

Begin

S:=0;

Repeat

Write(‘Ввести число’);

Readln(x);

If x<>999 then s:=s+x;

Until x=999;

Writeln(‘Сумма введенных чисел’, s);

End.


Глава 3. Структурированные типы данных

 

Одномерные массивы

С понятием «массив» приходится встречаться при решении научно-технических, экономических задач обработки большого количества однотипных значений. … Таким образом, массив – это упорядоченная последовательность данных, состоящая… Название регулярный тип массивы получили за то, что в них объединены однородные элементы, упорядоченные…

Двумерные массивы

Var A: array [1..10] of array [1.. 20] of real; Var A: array [1..10, 1..20] of real; Чаще всего при описании двумерного массива используют второй способ. Доступ к каждому отдельному элементу…

Алгоритмы сортировки одномерных массивов

Сортировка - один из наиболее распространённых процессов современной обработки данных. Сортировкой называется распределение элементов массива…   Обменная сортировка (метод "пузырька").

Сортировка вставками.

Вначале упорядочиваются два первых элемента массива. Они образуют начальное упорядоченное множество S. Далее на каждом шаге берется следующий по…  

Сортировка выбором.

Находится наибольший элемент вмассиве из N элементов (пусть он имеет номер р) и меняется местами с элементом, стоящим на N-м месте, при условии, что… Пример: отсортировать массив А(1..N) по возрастанию. program sort);

Записи

 

Запись - это структура данных, состоящая из фиксированного числа компонентов, называемых полями записи. В отличие от массива, компоненты (поля) записи могут быть различного типа. Чтобы можно было ссылаться на тот или иной компонент записи, поля именуются.

Структура объявления типа записи такова:

 

<имя типа> = RECORD <сп.полей> END

 

Здесь <имя типа> - правильный идентификатор;

RECORD, END - зарезервированные слова (запись,конец); <сп.полей> - список полей; представляет собой последовательность разделов записи, между которыми ставится точка с запятой.

Каждый раздел записи состоит из одного или нескольких идентификаторов полей, отделяемых друг от друга запятыми. За идентификатором (идентификаторами) ставится двоеточие и описание типа поля (полей), например:

type

BirthDay = record

day,month : Byte;

year : Word

end;

var

a,b : Birthday;

В этом примере тип BIRTHDAY (день рождения) есть запись с полями DAY, MONTH и YEAR (день, месяц и год); переменные А и В содержат записи типа BIRTHDAY.

Как и в массиве, значения переменных типа записи можно присваивать другим переменным того же типа, например

а := b;

К каждому из компонентов записи можно получить доступ, если использовать составное имя, т.е. указать имя переменной, затем точку и имя поля:

а.day := 27;

b.year := 1939;

Для вложенных полей приходится продолжать уточнения:

type

BirthDay = record

day,month: Byte;

year : Word

end;

var

с : record

name : String;

bd : BirthDay

end;

begin

if c.bd.year = 1939 then ...

end.

Чтобы упростить доступ к полям записи, используется оператор присоединения WITH:

 

WITH <переменная> DO <оператор>

 

Здесь WITH, DO - ключевые слова (с, делать);

<переменная> - имя переменной типа запись, за которым, возможно, следует список вложенных полей; <оператор> - любой оператор Турбо Паскаля.

Например:

with c.bd do month := 9; Это эквивалентно with с do with bd do month := 9;

или

with c,bd do month := 9;

или

c.bd.month := 9;

 


Глава 4. Процедуры и функции

 

Функции

Заголовок функции: Function <имя> (<вормальные параметры>): <тип результата>; … Блок описания:

Begin

Операторы:

End;

В разделе операторов должен находиться, хотя бы один оператор, присваивающий имени функции значение. Обращение к функции осуществляется по имени с указанием списка аргументов. Каждый аргумент должен соответствовать формальным параметрам и иметь тот же тип.

 

Пример 1. Найти значение следующего выражения: F(t) – F(c), где F(x)=+2x2 +3x

Program m;

Uses crt; {очистка экрана}

Var t, c, r : real;

Function F(x: real) : real;

Begin

F:= sqrt(x)+ 2*sqr(x) + 3*x;

End;

Begin

Clrscr;

Write(‘Введите числа’);

Readln (t, c);

r:= F(t) – F(c);

write(‘результат =’, r:8:3);

end.

 

Пример 2. Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.

Program max;

Uses crt; {очистка экрана}

Var a, b, c, d, m, p, q:real;

Function Bid(x, y: real) : real;

Begin

If x>y then bid:=x else bid:=y;

End;

Begin

Clrscr;

Write(‘Введите числа’);

Readln (a, b, c, d);

p:=bid(a, b);

q:= bid(c, d);

m:=bid(p, q);

write(‘наибольший элемент’, m:8:3);

end.

 

Процедуры

При создании программ, использующих процедуры, следует учитывать, что все объекты, которые описываются после заголовка в теле процедуры, называются… Все объекты, описанные в вызывающей программе, называются глобальными и… Общий вид описания процедуры:

Begin

Ооператоры :

End;

Пример . Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.

Program max;

Uses crt; {очистка экрана}

Var a, b, c, d, m, p, q:real;

Procedure Bd(x,y:real, var z: real);

Begin

If x>y then z:=x else z:=y;

end;

begin

Clrscr; {очистка экрана}

Write(‘Введите числа’);

Readln(a,b,c,d);

Bd (a, b, p);

Bd (c, d, q);

Bd (p, q, m);

Writeln(‘наибольший элемент’, m:8:3);

End.


Глава 5. Работа с файлами

Файлы и их виды в Турбо Паскале

Под файлом понимается либо именованная область внешней памяти компьютера (жесткого или гибкого диска, электронного виртуального диска и т. п.), либо… Для использования файлов в программе должна быть объявлена переменная… Элементы файла считаются расположенными последовательно, то есть так же, как элементы линейного массива. Отличие же…

Доступ к файлам

Связывание производится с помощью стандартной процедуры: ASSIGN(<файловая переменная>,<имя файла или логическое… Файловую переменную называют также логическим именем файла.

Текстовые файлы

В программе на Паскале текстовый файл представляет файловая переменная типа TEXT. Ее описывают предложением VAR имя: TEXT Файловой переменной назначают имя файла при помощи оператора

Чтение из текстового файла

Для ввода информации из файла, открытого для чтения, используется уже знакомый вам оператор Read. Правда, в его формате и использовании вы заметите… Read(<Имя файловой переменной>, <Список ввода>); Происходит считывание данных из файла в переменные, имена которых указаны в списке ввода. Переменные должны быть того…

Типизированные файлы.

Все элементы типизированного файла одного типа, а зна­чит, и одного размера. Именно благодаря этому возможен произвольный доступ к элементам… Типизированная файловая переменная описывается пред­ложением var имя: file of базовый тип

Заключение.

 

 

В данной работе сделаны попытки доступно изложить и систематизировать материал по изучению среды программирования Турбо Pascal для студентов среднего профессионального образования. При составлении учебного пособия было исследован и проанализирован большой объем учебно-методическая литература, были использованы результаты многолетнего практического опыта преподавателя.

 

Теоретический и практический объем знаний и умений, который поможет приобрести студентам данное учебное пособие и приложения к нему в процессе изучения дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» включает в себя:

  • уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • уметь определять входные – выходные данных для учебной задачи;
  • уметь использовать стандартные алгоритмы для решения задач;
  • уметь составлять блок схемы;
  • уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы и записывать их различными способами;
  • знать язык программирования Турбо Pascal, основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования, подпрограммы: функции, процедуры;
  • знать переменные величины: тип, имя, значение, уметь их описывать;
  • знать структурированные типы данных: массивы, записи, файлы;
  • уметь решать основные учебные задачи:
  • упорядочивание массива;
  • поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;
  • уметь работать со строковыми величинами;
  • уметь работать с записями и файлами;

 

Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки студентов к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу.

 


Литература

 

  1. Попов И.И. , Партыка Т.Л. Языки программирования ФОРУМ-ИНФРА_М 2008 г.
  2. Молчанова С.И. Основы программирования. –М.: “Аквариум “,2007 г.

3. Турбо Паскаль 7.0. - К.: Издательская группа BHV, 2002..

4. А.Б. Николаева Турбо Паскаль 7.0 в примерах . «Просвещение» под ред..2007 год

5. В.Д. Колдаев «Основы алгоритмизации и программирования.» Издательство «Москва. ИД №ФОРУМ» 2006 год

6. Голицина О.Л. «Основы алгоритмизации и программирования.» Голицина О.Л. Издательство «Москва. ИД №ФОРУМ» 2006 год

7. В.В. Попов «Турбо Паскаль 7.0 и Дельфи» Издательство «Просвещение» 2006 год.

8. А.Б. Бондарев «Программирование на Турбо Паскале 7.0». Издательство «Просвещение» 2002 год.

  1. http://revolution.allbest.ru/programming/00007254_0.html
  2. http://www.chemisk.narod.ru/html/algoritm01.html
  3. http://www.abc-it.lv/index.php/id/751
  4. http://www.icomtec.ru/article_info.php?tPath=39_219_225_229&articles_id=1393
  5. http://www.nesterova.ru/bibl/algorithm_lang/index.html
  6. http://www.kufas.ru/programming1.htm
  7. http://www.paliy.net/2008/12/24/osnovy-algoritmizacii-i.html
  8. http://book.ru-deluxe.ru/17242-osnovy-algoritmizacii-i-programmirovanija.html

– Конец работы –

Используемые теги: основные, понятия, системы, программирования, Турбо, Pascal0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные понятия системы программирования Турбо Pascal

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Вариант контрольной №1 Общая теория систем. Основные понятия, структура курса.Сущность и принципы системного подхода. Метод сценариев на примере системы управления.
Рассмотрим понятия, которые наиболее полно раскрывают ее существенные свойства (рис. 1). Рис. 1. Понятие системы «Система – это комплекс… Мы можем определить систему как нечто целое, абстрактное или реальное,… Практически каждый объект может рассматриваться как система.

Лекция 1. Тема: Операционная система. Определение. Уровни операционной системы. Функции операционных систем. 1. Понятие операционной системы
Понятие операционной системы... Причиной появления операционных систем была необходимость создания удобных в... Операционная система ОС это программное обеспечение которое реализует связь между прикладными программами и...

Основные понятия термодинамики. Предмет термодинамики. Основные параметры состояния термодинамической системы
На сайте allrefs.net читайте: Конспект лекций Дисциплина по учебному плану направления подготовки: 260901 Технология швейных изделий. Омск СОДЕРЖАНИЕ...

Лекции по дисциплине Устройство и функционирование информационных систем Раздел 1. Информационные системы. Основные понятия и классификация
Раздел Информационные системы Основные понятия и классификация... Тема Информационные системы Основные понятия и... В данной теме рассматриваются общие понятия относящиеся к операционным системам определяются их типы и базовые...

Основные понятия теории вероятностей. Случайное событие. Вероятность. Статистическая вероятность. Геометрическая вероятность. Основные формулы комбинаторики
Случайные события... Случайные события бывают х видов... Невозможные Обозначение V Достоверные Случайные...

Основные понятия в теории функциональных систем Анохина
Основные физиологические закономерности таких систем были сформулированы лабораторией Анохина ещ в 1935 году, т.е. задолго до того, как были… Под функциональной системой мы понимаем такое сочетание процессов и… Получается, что состав функциональной системы далее ФС и направление е деятельности определяются не органом, ни…

Основные характеристики и классификация CASE-систем. Классификация CASE-систем. Основные подсистемы CASE-систем.
На сайте allrefs.net читайте: Основные характеристики и классификация CASE-систем. Классификация CASE-систем. Основные подсистемы CASE-систем....

Основные понятия и категории экономической теории, их место в системе производственных отношений
В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для… Конечно, процесс труда для физиолога будет характеризоваться как… Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной…

Лекция 1. Т и МФК как научная и учебная дисциплина 1. Предмет и основные понятия Т и МФК 3. Принципы системы физического воспитания
Содержание... Предмет и основные понятия Т и МФК Цель и задачи физического воспитания...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам