Платформы становятся главной тенденцией

Платформы для участия становятся главной тенденцией, что, возможно, иллюстрируется тем, как британская медийная империя BBC недавно запустила свой собственный веб-сервис. С помощью своего проекта Backstage BBC приглашает разработчиков к созданию новых прототипных услуг, которые строятся вокруг ее контента (новостей, погоды и трафика). Используя сторонние идеи и усилия, BBC надеется, что может разработать новые предложения, например, новые способы для поиска и навигации своего контента, и, возможно, даже создать новые источники доходов (хотя сейчас все веб-услуги предоставляются строго для некоммерческого использования). Отдельные сообщества по интересам, в конце концов, наверняка разработают такие специализированные интерфейсы к контенту BBC, о которых внутренние разработчики даже не думали.

*

Со времени запуска проекта в июне 2005 года на сайте Backstage было размещено около ста новых прототипов услуг. Они включают оригинальное Mighty TV, которое совмещает поиск, тегирование, рейтинги и пиринговые рекомендации, чтобы помочь пользователям в навигации среди тысяч часов британского телевидения и радио. В качестве альтернативы существует более приземленный, но более удобный гид по теле- и радиопередачам, а также информация о программах BBC для мобильных телефонов.

*

Родственный проект BBC под названием Creative Archive открывает части огромного архива, включающего крупнейшую телевизионную библиотеку в мире. Люди могут бесплатно использовать этот контент, как хотят, но только для некоммерческих целей. "До сих пор этот громадный ресурс был заперт и недоступен обществу, поскольку не существовало эффективного механизма дистрибуции", - говорит Грег Дайк (Greg Dyke), бывший директор BBC. "С цифровой революцией появился простой и удобный способ, чтобы этот клад BBC стал доступен всем". В качестве эксперимента BBC провела конкурсы, в которых участники микшировали ее контент (от новостных репортажей до спортивных мероприятий), создавая новые медийные проекты. Участники могут свободно делиться своими творениями с кем хотят. Пока что собралось около четырехсот человек, хотя, очевидно, это только начало.

"Dyke to open up BBC archive," BBC News (24 августа 2003 г.).

Что воодушевляет в этих подходах, это то, что такая крупная взрослая организация, как BBC, сейчас осознает, что сидит на огромном драгоценном контенте и широкой медийной платформе, которая распространена по Сети, радио и телевидению, платформе, которая станет только более ценной, когда члены сообщества начнут создавать что-либо свое на ее основе. Другие медийные организации хорошо сделают, если последуют примеру BBC. Сберегая у себя контент и возможности (часто просто по инерции и из-за юридических нюансов), они упускают поразительные возможности. Они могли бы создать динамичные открытые платформы, как BBC, где крупные сообщества пользователей и разработчиков участвуют в создании ценности.

Совместные веб-сервисы, разработанные Google и BBC, показывают уровень, до которого быстро развивается возможность использовать открытые платформы, питающие сотрудничество и создание ценности. В то же время во многих из этих примеров запаздывает появление сильных бизнес-моделей и схем мотивации, которые поощряют участие и награждают за него. Многие API доступны только для некоммерческого использования, и многим mashup не хватает серьезных барьеров для вхождения. Из-за этого многие сетевые услуги чахнут на стадии опытных образцов, не имея ресурсов или стимулов для дальнейшего развития. Компании, понимающие, как использовать открытые платформы, предоставляя адекватные стимулы всем заинтересованным сторонам, должны получить большую награду.

*

Немного позже в этой главе мы проанализируем некоторые варианты перехода от "культуры щедрости" к жизнеспособной стимулирующей системе для открытых платформ. Одна компания (Amazon) уже обошла остальных в этой игре, о ней мы сейчас и поговорим.